=425=
ритмо-интонации слова-тона при господстве интонации григорианского хорала. Европейская же гармония вырастала из постепенно складывавшейся новой диатоники с подчеркнутым осознанием второго в ладу полутона как вводного тона. Характерность этого явления для интонационной природы европейской музыки бросается в глаза. Именно это выявило качественную разновидность (на основе интервальной сопряженности) звукокомплексов и — опять-таки очень медленно — обусловило их группировку по принципу их наибольшей и наименьшей напряженности и стремления к основному тону, к тонике. Из обостренности интонации вводного тона среди полутонов развивается еще ряд важных для формы как процесса интонирования следствий: в отношении ладовом стирается тетрахордность, давнее наследие средиземноморской музыкальной культуры, и звукоряд европейский становится интонационным единством — гаммой (по зрительной зашифровке); в отношении эволюции гармонии возникает чувство доминантности, все более и более осознаваемое, и ведет к ощущениям тональной дифференцированное™ в нормах единого лада; происходит сближение музыкальной интеллектуальной культуры городов с народной музыкой, где — можно предполагать — уже стихийно-эмоционально сложилось музицирование в мажорном ладу с наличием ввод-нотонности.
  Кроме того, весь дальнейший ход развития европейской музыки показал, что ладовое становление не застыло, потому что все более интеллектуализировавшаяся мысль вызывала в интонации все более и более тонкие ощущения сопряжения тонов. Сперва «чувство вводнотонности» организовало мажорный лад, за этим последовало
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *