=425=
стремления к основному тону, к тонике. Из обостренности интонации вводного тона среди полутонов развивается еще ряд важных для формы как процесса интонирования следствий: в отношении ладовом стирается тетрахордность, давнее наследие средиземноморской музыкальной культуры, и звукоряд европейский становится интонационным единством — гаммой (по зрительной зашифровке); в отношении эволюции гармонии возникает чувство доминантности, все более и более осознаваемое, и ведет к ощущениям тональной дифференцированное™ в нормах единого лада; происходит сближение музыкальной интеллектуальной культуры городов с народной музыкой, где — можно предполагать — уже стихийно-эмоционально сложилось музицирование в мажорном ладу с наличием ввод-нотонности.
  Кроме того, весь дальнейший ход развития европейской музыки показал, что ладовое становление не застыло, потому что все более интеллектуализировавшаяся мысль вызывала в интонации все более и более тонкие ощущения сопряжения тонов. Сперва «чувство вводнотонности» организовало мажорный лад, за этим последовало «впитывание» старинных ладов в сферу вводнотонности; это была проверка на интонационном опыте их жизнеспособности: старинные лады обобщались в мажорном ладу и «подражали» ему. Далее, из все более тонкого сопряжения полутонов началось сложное интонирование, «переосмысление» ступеней мажорного лада с перенесением «чувства вводного тона» на наиболее необходимые для разрастания сферы доминантности ступени лада. Например, повышение IV ступени, заостряя вводнотонность, совсем уничтожает еще чувствуемую
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *