=424=
интонационное мышление с постепенным все большим и большим раскрытием самостоятельного интонирования каждого голоса, при комплексной, однако, трактовке «одновременности» звучаний. «Открытие» продвижения музыки через метод имитации и дальнейшее развитие ее принципов внесло «разрежение» в комплексность и «оживило» выразительность всей полифонной ткани. Только постепенное (судя по сохранившимся памятникам) закрепление в сознании качественной дифференци-рованности каждого интервала — его взаимосопряженности с остальными тонами в мелодической последовательности и в одновременной еще комплексной объединенное™,— только это закрепление и в исполнительской практике и в восприятии слушателей могло содействовать дальнейшему процессу голосоведения и, главное, пониманию выразительной силы гармонии. Повышенное ощущение интервальной сопряженности вело в гармонии через централизацию старевшей ладовой системы (средневековые церковные лады) к мажорности.
  Лады эти были тесно спаяны с представлением о музыке как единстве ритмо-интонации слова-тона при господстве интонации григорианского хорала. Европейская же гармония вырастала из постепенно складывавшейся новой диатоники с подчеркнутым осознанием второго в ладу полутона как вводного тона. Характерность этого явления для интонационной природы европейской музыки бросается в глаза. Именно это выявило качественную разновидность (на основе интервальной сопряженности) звукокомплексов и — опять-таки очень медленно — обусловило их группировку по принципу их наибольшей и наименьшей напряженности и стремления
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *