=423=
звучат и ни о чем не рассказывают. Музыка становится единством содержания-формы в сознании композитора, вперед, до слушателя совершающем путь как воплощение интонируемой им мысли-идеи, чем и становится его произведение. Слушая, воспринимая музыку и делая ее состоянием своего сознания, слушатели «проходят путь, пройденный композитором», но привносят в него свои идеи, взгляды, вкусы, привычки и даже просто душевную расположенность. И все-таки, только прослушав, они постигают содер-
  332
  жание произведения. Если они не слышат форму в целом, в единстве, они «схватят» только фрагменты содержания. Все это ясно и просто.
  Однако развитие музыки как интонационного языка было столь сложным, насыщенным столькими противоречиями, что только к эпохе Бетховена музыкальной мысли удалось стать самостоятельной, свободной, т. е. обратить все элементы, все свойства и средства, организующие форму, в музыкально-выразительный язык. Да и то не все. Вот, например, тембр. Как свойство он был всегда присущ звуку человеческого голоса и каждого инструмента. Это знали и порой акцентировали как нечто исключительное. Но выразительным языком музыки, осознанно, тембр становится на наших почти глазах. Уточнить, когда появился интервал как зафиксированное в сознании расстояние звука от звука невозможно. Интервалы же как интонационно-выразительное качество — сопряженность тонов лада и при различных степенях этой сопряженности — могли осознать-ся в таком содержании своем только уже при некоторой самостоятельности, независимости музыки и от «немого языка» человеческих движений, и от слогочислительной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *