=421=
изысканнее Берлиоза, последовательно искал тембровой экспрессии, тогда как Берлиоз чаще увлекался чистой красочностью тембров при «безразличном» музыкальном материале. В его музыке много такой досадной «двусмыслицы». Но когда экспрессия и изобразительность совпадали, что за сила и блеск, что за яркие и реалистические образы, возникали в его музыке! Взять хотя бы «Римский карнавал», «Шествие на казнь» в «Фантастической» (в ней много и темброво-экспрессивных «фрагментов», но эта часть лаконично-экспрессивно цельна), байроническую выразительность «Гарольда в Италии», многое, только языком тембра выражаемое, т. е. интонируемое, в качественно неровной трагедии-симфонии «Ромео и Джульетта», а особенно в Реквиеме. Нельзя не напомнить, что умный, тонко наблюдательный Глинка в начале своей «Ночи в Мадриде» — вообще вся эта увертюра воспринимается как ранняя-ранняя весна импрессионистской изобразительности — показал исключительный пример тембровости как образной экспрессии, потом долго-долго не постигавшейся русскими музыкантами, хотя тембровой красочностью они увлекались. Только
  Даргомыжский в своем характерологическом вокальном стиле часто пользовался тембровыми нюансами и тембровой экспрессией человеческих голосов как гибким и психологически-правдивым языком: и в романсах и особенно в «Каменном госте». Кое-где это заметно и в его инструментовке. Глубокой тембровой экспрессивности добился Чайковский в сцене Германа с графиней в «Пиковой даме»: это подлинная реалистическая тембровая речь. Стравинский, конечно,—
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *