=421=
лаконично-экспрессивно цельна), байроническую выразительность «Гарольда в Италии», многое, только языком тембра выражаемое, т. е. интонируемое, в качественно неровной трагедии-симфонии «Ромео и Джульетта», а особенно в Реквиеме. Нельзя не напомнить, что умный, тонко наблюдательный Глинка в начале своей «Ночи в Мадриде» — вообще вся эта увертюра воспринимается как ранняя-ранняя весна импрессионистской изобразительности — показал исключительный пример тембровости как образной экспрессии, потом долго-долго не постигавшейся русскими музыкантами, хотя тембровой красочностью они увлекались. Только
  Даргомыжский в своем характерологическом вокальном стиле часто пользовался тембровыми нюансами и тембровой экспрессией человеческих голосов как гибким и психологически-правдивым языком: и в романсах и особенно в «Каменном госте». Кое-где это заметно и в его инструментовке. Глубокой тембровой экспрессивности добился Чайковский в сцене Германа с графиней в «Пиковой даме»: это подлинная реалистическая тембровая речь. Стравинский, конечно,— выдающийся мастер тембровой выразительности. Кроме находок в «Весне», изумительна в данном отношении его «Свадебка» и особенно симфония для духового оркестра. Знаменитые пьесы для оркестра Шёнберга раскрывают тембр как дыхание, «мелос тембровых комплексов». То же у Альбана Берга в отдельных сценах в «Воццеке».
  Глава XI
  Тембровой изобразительностью и тембровой экспрессией (в меньшей мере) композиторы XIX и XX веков стремились и стремятся (большей частью держась логики классического голосоведения)
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *