=419=
тембровой интонации — и тогда рояль перестает быть «ударным инструментом».
  Этих двух наглядных примеров достаточно для того, чтобы наблюдательный слух мог «пройтись» по всей музыке прошлого века и нашего двадцатого: тогда картина станет ясной. Осознание тембровости как интонационно-выразительного качества проходит «ариадниной нитью» до наших дней и является, в условиях классического голосоведения и при конструктивных канонах, даже отставших от бетховенских, самой яркой, прогрессивной областью музыкальной мысли, изыскующей новые пути художественного познания действительности. Нельзя сводить ценность этих изысканий к «прогрессу инструментовки» как характерному для композиторов XIX века объекту деятельности. Инструментовка XVIII века развивалась не менее прогрессивно и интенсивно и тоже «вкусно». Но там было еще недалеко до едва ли не ремесленного понимания оркестровки, и далеко до осознания выразительности «речи» тембра-интонации с подчинением инструментовки воздействию темброво-ком-плексного голосоведения. Правда, предчувствия этого были и в XVIII веке, но не до полной трансформации всех элементов композиции в «язык тембров».
  Путь к тембру как выразительному элементу музыки шел через очень распространенное ощущение и понимание тембра как фактора изобразительности, как выявления звукокрасочно-сти. И в XIX веке именно тембровая изобразительность была преобладающей. Нельзя смешивать стадию — современную — понимания тембра как выразительной речи [с пониманием] тембра как «раскрашивания интонаций». В последнем случае
  тембровость
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *