=414=
наблюдениях за процессами языковых изменений научилось быть осмотрительнее в определении расстояний. В искусствознании — история и теория живописи тоже стали считаться с «глазами» человека.
  Музыковеды большей частью, определив истоки, место в истории и стиль произведения, занимаются им как эстетическим объектом, то привлекая суждения современников, а то и с позиций критериев сегодняшнего дня, но не интересуясь причинами его жизнеспособности или нежизнеспособности или толкуя их вроде как бы: Бах — великий музыкант, музыка его возвышенная, прекрасная (благо это легко утверждать, не вызывая споров и еще ставя Баха в пример современным композиторам). Но надо же понять, что в музыке, как искусстве слушаемом, не только «новые изобретения» интеллекта композитора медленно осознаются воспринимающей средой, но и самая технология во всем ее многообразии усиливается с исключительной постепенностью и поступенностью.
  Верно, что XIX век в музыкальном искусстве — век великих композиторов-индивидуалистов. С музыкой этого века произошло то же, что и с итальянской живописью Ренессанса: ведь не только в последовательном ее развитии от кватроченто к сеченто (XV—XVII века) оказалось созданным столько замечательного, что средний уровень тогдашней живописи был выше вершин других эпох, но в одновременности, внутри отдельных «групп
  годов», жили гиганты искусства, чье творчество — тоже индивидуально несходное-—далеко вперед обогатило величайшими произведениями самые изысканные и жадные до новых впечатлений умы. Оно внушило множеству людей воззрения на живопись, обусловленные яркими,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *