=412=
вводного тона и тоники, повышения и понижения эмоционального тонуса звукоречи).
  Есть все основания полагать, что европейское голосоведение имеет прочные корни в народном сознании, потому что у нас в СССР — стране, где решительно переоценивались все явления европейского музыкального искусства и «кризис интонаций» был явно ощутим, вызывая не раз глубокий раскол и идейные споры,— наша народная массовая музыкальная культура всецело приняла европейское голосоведение как классическое и отказываться от него не собирается ни во имя архаических, ни во имя субъективистических «пережитков» и «опытов разложения или восполнения лада».* Приведение европейского голосоведения к «классическим нормам» стало возможным после принятия массовым слухом «равномерной темперации». Если бы эта реформа была абсолютно неприязненна европейскому интонированию, она или не принялась бы, или затормозила весь ход развития европейской гомофонии, гармонии и симфонизма. Этого не случилось. Значит, равномерная темперация оказалась той «равнодействующей интонационных качеств», которая обусловила прогресс музыки, значит, в самых состояниях и качествах интонирования в Европе заложена была необходимость внесения дисциплины, уравновешивающей многообразие инто-
  
наций инструментальных, т. е. все-таки механизирован* ных, которые и надо было привести к некоему единству. «Общественное ухо» слышит с неудовольствием малейшую фальшь —-отступление от «чистой настройки», требуя от инструмента единства метода интонирования, а
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *