=412=
борьбой нормы голосоведения, воспринятые не как мертвые схемы, а как интонационные процессы, не изменятся во всей их жизненной целесообразности, это голосоведение может видоизменяться, попадая в полосу «кризисов интонаций», но не разрушится. Оно создалось как становление, как процесс, жизненный процесс присущего европейскому человечеству модуса интонирования (в одновременности и последовательности звуков, в сочетании длительностей и акцентов, в обмене тембров) и качества интонаций (например, сопряженность вводного тона и тоники, повышения и понижения эмоционального тонуса звукоречи).
  Есть все основания полагать, что европейское голосоведение имеет прочные корни в народном сознании, потому что у нас в СССР — стране, где решительно переоценивались все явления европейского музыкального искусства и «кризис интонаций» был явно ощутим, вызывая не раз глубокий раскол и идейные споры,— наша народная массовая музыкальная культура всецело приняла европейское голосоведение как классическое и отказываться от него не собирается ни во имя архаических, ни во имя субъективистических «пережитков» и «опытов разложения или восполнения лада».* Приведение европейского голосоведения к «классическим нормам» стало возможным после принятия массовым слухом «равномерной темперации». Если бы эта реформа была абсолютно неприязненна европейскому интонированию, она или не принялась бы, или затормозила весь ход развития европейской гомофонии, гармонии и симфонизма. Этого не случилось. Значит, равномерная темперация оказалась той «равнодействующей интонационных
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *