=411=
общин в течение религиозных войн, как начальный период выступления оперы — самостоятельный музыкальный театр — на фоне здорового расцветания мелодии bel canto, как предбетховенское и бетхо-венское время становления романса, массовой песенности в годы революции и симфонизма. Как ни кажется парадоксальным подобного рода утверждение, оно образуется так: музыка XIX века, при всем разнообразии ее жанров, «форм», школ, систем, направлений, лозунгов и крупнейших стилевых образований, не говоря уже о стимулах всего этого: о сменах и борьбе мировоззрений и мироощущений в эволюции общественного сознания,— основывалась на ритмо-формах и голосоведении, выработанных классиками и вдохновленных на долгую жизнь гением Бетховена.
  Голосоведение оставалось классическим, потому что коренные принципы и основы европейского лада, мелодики и гармонии в сущности своей оставались неизменными и у ранних и поздних романтиков, и у психореалистов, и у сторонников академизма, и даже у ярых врагов академизма — у импрессионистов. Дебюсси по строгости и по интонационному совершенству голосоведения, конечно, классик из классиков, и он не зря иронизировал над присвоенным ему ярлыком «импрессионист». Совершеннейший классик — Шопен. Таковы же: Брамс и Чайковский, Глинка и Бизе, Стравинский и Хиндемит, ибо даже
  из сопротивления классицизму (часто кажущегося для слуха при первых впечатлениях от интонационной новизны!), если оно органично в эволюции интонации, рождалась еще более сильная и все-таки в сущности своей европейско-классическая логика голосоведения. И пока выработанные вековой борьбой
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *