=410=
интонации и господство мелодии как формирующего драматургию принципа не изменялись.* Это редкие эпохи, потому что опера всегда становление и арена состязаний ее же стимулирующих и поддерживающих элементов. Да и достигать такой уравновешенности не за счет омертвения оперности музыки или снижения театральности могли только такие «гении оперности», как Моцарт, Россини, Верди, Визе, Чайковский.
  Франция выработала своеобразный, очень национальный
  
жанр,opera comique, где речевая интонация сохраняется в виде диалогов, чередуясь с музыкальными формами оперы и никак не отказываясь от всех завоеваний театра как зрелища. Жанр очень трудный в отношении «равновесия сил» и ритмически-мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. Когда это удается, когда речевая интонация выполняет то, что ей присуще, а музыка — вокальная и инструментальная — только ей свойственное, образуются произведения первоклассные: «Кармен» Бизе во французском исполнении, с прекрасно, живо и свежо интонируемыми диалогами, без нудных и вялых речитативов (те, что приписаны позднее), звучит как совершеннейшая оперная форма.
  На анализе — очень сжатом — музыкального театра как исторически закономерного проявления музыкальной интонации я заканчиваю весьма лаконичный, но почти исчерпывающий обзор главных поворотных моментов («кризисов интонации») в истории европейской музыки.
  Глава X
  Минувший XIX век — век музыки — не знал таких бурных переворотов в интонационном содержании, как эпоха образования многоголосия, как хорал протестантских
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *