=410=
где речевая интонация сохраняется в виде диалогов, чередуясь с музыкальными формами оперы и никак не отказываясь от всех завоеваний театра как зрелища. Жанр очень трудный в отношении «равновесия сил» и ритмически-мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. Когда это удается, когда речевая интонация выполняет то, что ей присуще, а музыка — вокальная и инструментальная — только ей свойственное, образуются произведения первоклассные: «Кармен» Бизе во французском исполнении, с прекрасно, живо и свежо интонируемыми диалогами, без нудных и вялых речитативов (те, что приписаны позднее), звучит как совершеннейшая оперная форма.
  На анализе — очень сжатом — музыкального театра как исторически закономерного проявления музыкальной интонации я заканчиваю весьма лаконичный, но почти исчерпывающий обзор главных поворотных моментов («кризисов интонации») в истории европейской музыки.
  Глава X
  Минувший XIX век — век музыки — не знал таких бурных переворотов в интонационном содержании, как эпоха образования многоголосия, как хорал протестантских общин в течение религиозных войн, как начальный период выступления оперы — самостоятельный музыкальный театр — на фоне здорового расцветания мелодии bel canto, как предбетховенское и бетхо-венское время становления романса, массовой песенности в годы революции и симфонизма. Как ни кажется парадоксальным подобного рода утверждение, оно образуется так: музыка XIX века, при всем разнообразии ее жанров, «форм», школ, систем, направлений, лозунгов и крупнейших стилевых образований, не говоря уже о стимулах всего этого:
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *