=409=
средой.
  Бесполезно поэтому спорить, жанр или форма — опера. Опера, как и драматический театр,— понятие собирательное: и вид искусства, и произведение, и театр в широком смысле, и театр-здание. Вступив в жизнь как новое искусство музыкального интонирования, как музыкальный театр, из закономерной эволюции музыки и форм музицирования, опера постепенно вбирала в себя и жанры, и ответвления их, и даже стилевые тенденции своего «соседа и соперника» — драматического театра. Опера становилась и трагедией, и комедией, и драмой, и водевилем; но всюду музыка, овладевая жанрами, формировала их по-своему; переосмысливала, переинтонировала их. Наиболее оперной по своей сущности была неаполитанская опера bel canto и ее порождения, пока этот жанр не «перепрыгнул» за пределы театральности настолько, что опера превратилась в виртуозный вокальный концерт, не нуждаясь почти ни в театре как «зрелище», ни в театре как «драматической поэзии», т. е. в речевой интонации. Порой наступали периоды равновесия действующих сил, причем интенсивность воздействия и сущность музыкальной интонации и господство мелодии как формирующего драматургию принципа не изменялись.* Это редкие эпохи, потому что опера всегда становление и арена состязаний ее же стимулирующих и поддерживающих элементов. Да и достигать такой уравновешенности не за счет омертвения оперности музыки или снижения театральности могли только такие «гении оперности», как Моцарт, Россини, Верди, Визе, Чайковский.
  Франция выработала своеобразный, очень национальный
  
жанр,opera comique, где
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *