=409=
организации своего рода «служб», целой сети учреждений и штатов, что и не удивительно: как драматический театр делается «малым организмом» в сложном комплексе художественно-литературно-поэтической и театрально-общественной жизни, так еще более сложный по составу исполнительских средств театр музыкальный вызвал вокруг себя, расширяясь, тем более сильную и жизнеупорную систему внутреннего, своего «художественного хозяйства» и завязал целый клубок взаимоотношений с окружающей культурной средой.
  Бесполезно поэтому спорить, жанр или форма — опера. Опера, как и драматический театр,— понятие собирательное: и вид искусства, и произведение, и театр в широком смысле, и театр-здание. Вступив в жизнь как новое искусство музыкального интонирования, как музыкальный театр, из закономерной эволюции музыки и форм музицирования, опера постепенно вбирала в себя и жанры, и ответвления их, и даже стилевые тенденции своего «соседа и соперника» — драматического театра. Опера становилась и трагедией, и комедией, и драмой, и водевилем; но всюду музыка, овладевая жанрами, формировала их по-своему; переосмысливала, переинтонировала их. Наиболее оперной по своей сущности была неаполитанская опера bel canto и ее порождения, пока этот жанр не «перепрыгнул» за пределы театральности настолько, что опера превратилась в виртуозный вокальный концерт, не нуждаясь почти ни в театре как «зрелище», ни в театре как «драматической поэзии», т. е. в речевой интонации. Порой наступали периоды равновесия действующих сил, причем интенсивность воздействия и сущность музыкальной интонации
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *