=407=
установки, как «направленность» и характер данной культуры труда) к симфонии и квартету, чем и были обусловлены особенные свойства содержания и технологии этих форм интонирования в Германии и их сильное развитие и глубокая выразительность.
  Перехожу к третьему звену одной и той же цепи явлений, обусловленных «интонационной реформацией» в Италрш XVI и XVII веков. Это — область театра. Театр — зрелище, театр ■— «зерцало общественных нравов»; но зримость как сущность театральности осуществляется с содействием «трех способов речений-высказываний». Или это «язык руки и движений человека, а также его мимика». От пантомимы до балета — вот громадная, чисто зрелищная сфера театра; и, конечно, театра в его подлинной природе. Вторая и третья сферы — интонационные, на всем протяжении истории театра вступающие в соперничество с «зримостью» как сущностью театрального искусства. Драматический театр во всей совокупности его жанров — это царство речевой интонации. То драматический театр делается почти «республикой литературы» (на моей памяти был примечательный спор, не есть ли творчество Шекспира явление литературы в большей мере, чем театра), то «зримость» как сущность театра завоевывает обратно свои позиции и объявляет себя независимой от всякой «литературщины». Речевая интонация, слово, литературность признаются как необходимые «данные» театра, но подчиненные его «театральной специфике». Что касается музыкальной интонации, то и «немой театр», театр «ритмо-пласти-ки», и драматический театр — театр речевой интонации — вряд
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *