=406=
тон,— явление, именуемое теперь «мелодия». Она становится главной действующей силой музыки приблизительно с конца XVII века, причем опять повторяю, что итальянское народное пение издавна было мелодическим.
  Вторым звеном данного интонационного развития, естественно, следует выход мелодического начала за пределы вокальности: пение bel canto стремится стать и «игрой bel canto». Мелодией овладевает инструментальная культура той эпохи, из чего вытекает концертирующий стиль — и сольный, и ансамблевый (concerti grossi, всевозможные жанры камерной музыки *). Концертирование самых многообразных видов ни в каком случае нельзя объединять целиком с представлением — непременным — о виртуозности.
  Виртуозность как «гедонистическая» сфера концертирующего стиля и как стимул развития блеска и совершенства техники нисколько не отменяла серьезной и глубокой работы над выразительными качествами мелодико-инструментального стиля. Область камерно-ансамблевой игры во многих отношениях явилась «лабораторией» сонатности и выявления музыкального интеллектуализма, что в итоге мышления наиболее культурно-умственно чутких композиторов привело к созданию квартетного стиля как высшего выражения музыки-мысли. На высшей точке этой линии восхождения «музыкальной разумности», как и в области симфонизма, выступает также Бетховен с его гениальной серией квартетов — поэм, квартетов — возвышенных трактатов, квартетов — лирических монологов, даже дневников. Но, конечно, эта высокая культура, коренившаяся в камерно-ансамблевом музицировании Италии позднего Ренессанса и дальнейшей эпохи,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *