=405=
драматургии.
  Глава IX
  Мы почти вплотную подошли к определению смысла «опер-ности». Но надо сделать еще одно отклонение. В Италии запел не только голос человека. Принцип: пение-дыхание овладел всей музыкой. Хорошо известно, как запела скрипка. Сложились вскоре и стиль, и формы, и особый вид музицирования, где солист стал основной фигурой: «соперничающий» и концертирующий стиль, формы концерта и концертирование, ставшее одним из двигателей музыкальной жизни в Европе, не суть ли все эти явления — следствия порожденного Ренессансом индивидуализма? Конечно, да. И тогда перед нами возникают три звена одной, в сущности, цепи явлений. Индивидуализация человеческой мысли и чувства, обогащая и утончая процессы мышления, познания и мироощущения, вырабатывает гибкость и чуткость речевой и музыкальной интонации как средства высказывания (выявления) качества мышления-чувствования, напряженности и характерности. Музыкальная интонация, продолжая обнаруживать себя в нормах ритмо-интонации, в декламационном, теперь сильно повышенном драматизированном стиле,* находит основное формирующее ее русло в пении-дыхании и в человечнейшем из всех элементов музыки средстве выражения— в мелодии, типично итальянским стилем которой является пение bel canto. Мы сейчас так привыкли и к слову «мелодия», и к содержанию этого понятия, что нам трудно постичь,
  
чем было для современников эпохи создавания и осознания ценности пения-дыхания, пения bel canto и его основного качества и принципа — непрерывности, плавности «вливания», впевания тона в тон,—
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *