=405=
следствия порожденного Ренессансом индивидуализма? Конечно, да. И тогда перед нами возникают три звена одной, в сущности, цепи явлений. Индивидуализация человеческой мысли и чувства, обогащая и утончая процессы мышления, познания и мироощущения, вырабатывает гибкость и чуткость речевой и музыкальной интонации как средства высказывания (выявления) качества мышления-чувствования, напряженности и характерности. Музыкальная интонация, продолжая обнаруживать себя в нормах ритмо-интонации, в декламационном, теперь сильно повышенном драматизированном стиле,* находит основное формирующее ее русло в пении-дыхании и в человечнейшем из всех элементов музыки средстве выражения— в мелодии, типично итальянским стилем которой является пение bel canto. Мы сейчас так привыкли и к слову «мелодия», и к содержанию этого понятия, что нам трудно постичь,
  
чем было для современников эпохи создавания и осознания ценности пения-дыхания, пения bel canto и его основного качества и принципа — непрерывности, плавности «вливания», впевания тона в тон,— явление, именуемое теперь «мелодия». Она становится главной действующей силой музыки приблизительно с конца XVII века, причем опять повторяю, что итальянское народное пение издавна было мелодическим.
  Вторым звеном данного интонационного развития, естественно, следует выход мелодического начала за пределы вокальности: пение bel canto стремится стать и «игрой bel canto». Мелодией овладевает инструментальная культура той эпохи, из чего вытекает концертирующий стиль — и сольный, и ансамблевый (concerti grossi,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *