=404=
интонационно-драматическим жанром. Поэтому есть оперы-трагедии, оперы-комедии, оперы-драмы или музыкальные трагедии, музыкальные комедии, музыкальные драмы, причем музыкальные драмы Вагнера, в сущности, оперы-симфонии. В иные эпохи опера превращалась в сложный «зрительный механизм» на фоне музыкально-лирической декламации, в другие — она становилась «сквозным мелодическим действием», в котором все разрешалось вокально и даже характеры-образы приковывались к какому-либо определенному типу голоса: басы — злодеи, тенора — чувствительные, а баритоны — страстные любовники и т. д.; с определенным складом интонаций для каждого из данных типов. Когда увлечение bel canto перешло в преобладание концерт-но-виртуозного стиля, опера стала своего рода «состязанием певцов». А во Франции она некоторое время была парадным придворным спектаклем, насыщенным балетом, но и тогда в ней происходила интонационная борьба союзников-соперников:
  слова и тона как носителей декламации (Люлли); оркестр тем временем через оперу тоже завоевывал право на внимание, создавая новый инструментальный драматический стиль и соответствующие ему формы, например увертюру. Эта драматизация инструментализма через оперу была очень значительным в образовании и становлении европейского симфонизма явлением. Нельзя категорически утверждать, что форма симфонического или сонатного аллегро с ее становлением контрастов-противоречий не была художественно-интеллектуальным обобщением драматургических стимулов музыкального развития в период поисков и первых всходов сонатности, т. е., что принцип сонатности был найден без театральной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *