=404=
чувствительные, а баритоны — страстные любовники и т. д.; с определенным складом интонаций для каждого из данных типов. Когда увлечение bel canto перешло в преобладание концерт-но-виртуозного стиля, опера стала своего рода «состязанием певцов». А во Франции она некоторое время была парадным придворным спектаклем, насыщенным балетом, но и тогда в ней происходила интонационная борьба союзников-соперников:
  слова и тона как носителей декламации (Люлли); оркестр тем временем через оперу тоже завоевывал право на внимание, создавая новый инструментальный драматический стиль и соответствующие ему формы, например увертюру. Эта драматизация инструментализма через оперу была очень значительным в образовании и становлении европейского симфонизма явлением. Нельзя категорически утверждать, что форма симфонического или сонатного аллегро с ее становлением контрастов-противоречий не была художественно-интеллектуальным обобщением драматургических стимулов музыкального развития в период поисков и первых всходов сонатности, т. е., что принцип сонатности был найден без театральной драматургии.
  Глава IX
  Мы почти вплотную подошли к определению смысла «опер-ности». Но надо сделать еще одно отклонение. В Италии запел не только голос человека. Принцип: пение-дыхание овладел всей музыкой. Хорошо известно, как запела скрипка. Сложились вскоре и стиль, и формы, и особый вид музицирования, где солист стал основной фигурой: «соперничающий» и концертирующий стиль, формы концерта и концертирование, ставшее одним из двигателей музыкальной жизни в Европе, не суть ли все эти явления — следствия
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *