=402=
интеллектуально-искуственным консервативным явлением. Но общественное художественное сознание быстро сделало из столь «узкого изобретения», возможно, даже результата умозрения — бесед кружка, центр приложения сил «интонационных бурь» возрожденческой эпохи. В 1594 году во Флоренции состоялось первое исполнение «Дафны» (поэзия Ринуч-чини, музыка Пери). Это своего рода «пропилеи» к опере. В 1637 году в Венеции открывается первый общественный оперный театр. В Венеции развивается изумительное музыкально-драматическое дарование великого Монтеверди (1567— 1643), за ним уже действует плеяда оперных композиторов, среди них Кавалли и Чести. Опера перекидывается в Рим, в Вену и другие города. Наконец, в Неаполе в лице гениального Алессандро Скарлатти (1660—1725) расцвел всемирно-знаменитый стиль оперы bel canto. Новая психика насытила человеческие интонации новым качеством, новой выразительностью.
  Ни сложные полифонические сплетения католической музыки, ни обширная, но связанная вековыми традициями «ансамблевого многоголосия» культура мадригала, во многом подготовившая оперу, не могли предоставить новому содержанию ума и чувства нового русла, т. е. чуткой, гибкой, отзывчивой, музыкально-интонационной формы. Это сделала опера — величайшее завоевание ренессансной Италии в области музыки, театра и национальной итальянской поэзии; здесь получила выявление новая психика, психика сильных индивидуальных характеров, властного, освобождающего от оков схоластики, ума, а главное чувства действительности. Католическая и политическая реакция, задавившая пытливость ренессансного сознания,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *