=402=
не найдя, однако, сразу русла. «Будущая опера» родилась совсем не как опера. Мечтали о возвращении к античному театру (конечно, воображаемому), а начали слово-тоно-ритмованным произнесением, выявлением мелоса, т. е. возвращались к исконным нормам ритмо-интонирования, к ритмо-монодии, но на итальянском языке, на интонациях итальянской ренессансной лирической поэзии с современным эпохе инструментальным сопровождением. Подобного рода опыт театрализованной музыкальной лирики во многом был интеллектуально-искуственным консервативным явлением. Но общественное художественное сознание быстро сделало из столь «узкого изобретения», возможно, даже результата умозрения — бесед кружка, центр приложения сил «интонационных бурь» возрожденческой эпохи. В 1594 году во Флоренции состоялось первое исполнение «Дафны» (поэзия Ринуч-чини, музыка Пери). Это своего рода «пропилеи» к опере. В 1637 году в Венеции открывается первый общественный оперный театр. В Венеции развивается изумительное музыкально-драматическое дарование великого Монтеверди (1567— 1643), за ним уже действует плеяда оперных композиторов, среди них Кавалли и Чести. Опера перекидывается в Рим, в Вену и другие города. Наконец, в Неаполе в лице гениального Алессандро Скарлатти (1660—1725) расцвел всемирно-знаменитый стиль оперы bel canto. Новая психика насытила человеческие интонации новым качеством, новой выразительностью.
  Ни сложные полифонические сплетения католической музыки, ни обширная, но связанная вековыми традициями «ансамблевого многоголосия» культура мадригала, во многом подготовившая оперу,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *