=401=
музыкально-формальное — объяснимо только с исторически-конкретных реальных предпосылок: от настойчивых требований общественного сознания к музыкальному искусству. Перестройка умственной и эмоциональной «культуры человека» бурной эпохой Возрождения привела к новому качеству и строю интонаций,
  насытила их силой и яркостью небывалых жизнеощущений. Именно в Италии, где музыкальность народа и его художественная чуткость привели к прогрессивнейшей вокальной культуре, к bel canto, к пению естественному, всецело обусловленному дыханием,— культуре, раскрывшей обаятельность, тепло, все сокровища психической жизни человека в его голосе, «поставленном на дыхании»,— совершился окончательный поворот к естественной мелодии. Не следствием исканий внутри самой музыки, в ее технике и стиле, а следствием революции интонации, ставшей в пении-дыхании независимым искусством-отражением обогащенной психики, было рождение вскоре завоевавшей весь мир итальянской новой музыкальной практики, душой которой была мелодия. Можно сказать, что до этого музыка была ритмо-интонацией, высказыванием, произношением; теперь она стала петь, дыхание стало ее первоосновой. Вот тогда-то и возникла опера.
  Как все интенсивные интонационные перевороты, этот величайший переворот (интонация, ставшая «пением на диафрагме») не поддается точной хронологической датировке. Может быть, итальянский народ издавна пел, как «грудь поет», а художественно-музыкальная практика «на верхах искусства» жила своей искусственной жизнью, пока насыщенная новым содержанием психика не прорвала этой плотины,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *