=401=
обусловленному дыханием,— культуре, раскрывшей обаятельность, тепло, все сокровища психической жизни человека в его голосе, «поставленном на дыхании»,— совершился окончательный поворот к естественной мелодии. Не следствием исканий внутри самой музыки, в ее технике и стиле, а следствием революции интонации, ставшей в пении-дыхании независимым искусством-отражением обогащенной психики, было рождение вскоре завоевавшей весь мир итальянской новой музыкальной практики, душой которой была мелодия. Можно сказать, что до этого музыка была ритмо-интонацией, высказыванием, произношением; теперь она стала петь, дыхание стало ее первоосновой. Вот тогда-то и возникла опера.
  Как все интенсивные интонационные перевороты, этот величайший переворот (интонация, ставшая «пением на диафрагме») не поддается точной хронологической датировке. Может быть, итальянский народ издавна пел, как «грудь поет», а художественно-музыкальная практика «на верхах искусства» жила своей искусственной жизнью, пока насыщенная новым содержанием психика не прорвала этой плотины, не найдя, однако, сразу русла. «Будущая опера» родилась совсем не как опера. Мечтали о возвращении к античному театру (конечно, воображаемому), а начали слово-тоно-ритмованным произнесением, выявлением мелоса, т. е. возвращались к исконным нормам ритмо-интонирования, к ритмо-монодии, но на итальянском языке, на интонациях итальянской ренессансной лирической поэзии с современным эпохе инструментальным сопровождением. Подобного рода опыт театрализованной музыкальной лирики во многом был интеллектуально-искуственным
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *