=397=
сложившееся не без григорианских напевов и впитавшее в себя народно-песенные интонации. Но количественно — сколько чего — вычислить невозможно. Вообще все вышеизложенное в самых сжатых словах движение — возрастание гимнической лирики от францисканства (а возможно, и от более далеких реформаторских религиозных течений) до Лютера — вовсе не непрерывная линия. Сходные причины порождали сходные проявления народного музыкально-религиозного лиризма в разных областях Европы. Поэтому германский протестантский хорал — обобщение, выросшее из народно-идейно-эмоционального подъема как результат векового накопления единых интонационных тенденций. Хоральный мелос — это прежде всего интонирование возвышенного этического строя мыслей и чувств общины, «коллективной души» — в напевах строгих и четких; * но для музыки это уже темы, т. е. интонации, вызывающие развитие и становящиеся его стимулом и обобщением. Отсюда и неслыханный до того рост музыкальной полифонии в Германии XVII и XVIII веков. Напевы хоралов и элементов их — не только формальные стержни и «балки» полифонической конструкции,— это мысли, образы-идеи, ставшие интонацией. Из этой интонационной сущности хорального стиля развивается
  
едва ли не всюду в Европе мелодика сосредоточенных размышлений, серьезных и глубоких созерцаний и дум; не из подражания, а — повторяю — из сущности, из этической субстанции как стимул рождается этот мелос нового качества. Арии — вокальные и инструментальные (они особенно волнуют!) Баха, Генделя, Глюка, мощные своими интонационными наплывами
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *