=396=
создававшаяся из недр хоральности, и обслуживала культ, то в нем-то она заняла место и значение, подавлявшее узкие музыкальные потребности только церкви. В музыке, порожденной хоралом, всегда сохранялось пламенное дыхание интонаций, рожденных в борьбе народа за право мыслить и чувствовать национально, по-своему, против Рима и папства как угнетателей воли и психики, как «торговцев человеческими душами». Энгельс лаконично и метко определил политическое значение реформации и религиозных войн XVI века,— повторять всем известные и часто цитируемые слова его нет надобности. Но надо добавить, что в истории музыки эта эпоха была самым плодотворным, творческим из всех «кризисов интонаций», предшествовавших французской буржуазной революции. Ей человечество обязано подъемом гения Бетховена на вершины человечества, эпохе же Реформации, глубоко перестроившей психику,— великим этическим искусством Иоганна-Себастьяна Баха и многих других ярких звезд музыки, заслоняемых его «внемерным творчеством».
  Мелодика протестантского хорала — сложное интонационное обобщение, сложившееся не без григорианских напевов и впитавшее в себя народно-песенные интонации. Но количественно — сколько чего — вычислить невозможно. Вообще все вышеизложенное в самых сжатых словах движение — возрастание гимнической лирики от францисканства (а возможно, и от более далеких реформаторских религиозных течений) до Лютера — вовсе не непрерывная линия. Сходные причины порождали сходные проявления народного музыкально-религиозного лиризма в разных областях Европы. Поэтому германский протестантский
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *