=391=
более наглядной и четкой для глаз записи, чем «памятные для слуха вехи», какими являлись невменные и им подобные нотации. Мензуральность, с ее утонченнейшими различениями длительностей, по видимости своей внесла на место «античного слогоисчисления» новую, еще более запутанную силлабику.
  В своем стремлении к точности фиксации ритма — в своей метрике, в «модусах», музыка, конечно, сохраняла и традиции своей спаянности с поэтической интонацией. Но это была лишь «формула перехода» к еще большим исканиям — как запечатлеть свое главное качество: единство последования и одновременности интонаций. «Лаборатории многоголосия» от колорирования на данном стержне уже устремля-
  лись к полифоническому голосоведению — к интонированию ряда голосов в их мелодической естественности; до такого завоевания было еще очень далеко, но тенденции к нему, а главное, неистовый натиск ритмо-мелодического становления нового стиля (музыка трубадуров " и труверов, танцевальная мелодизированная метрика) содержали в себе безусловный прогресс и путь к естественно-мелодическому интонированию. Я не склонен считать мелодику трубадуров и метро-тактовую танцевальную мелодику уже расцветанием той естественной для нас, европейцев, «музыкальной мелодии», которую значительно позднее подарила человечеству Италия. Но при упорной «воле» к «переосмыслению» всей предшествующей музыкальной практики и теории в направлении к мелосу, мелодийности как определяющему музыкальную интонацию качеству XIV век был' эпохой непрерывных интонационных кризисов: в нем остро сталкивались
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *