=390=
передовое интеллектуальное течение совершенно исключительной силы. И умозрение, и творческое изобретение утверждают основополагающие закономерности европейской музыки. Борьба за нотацию (проблемы практики мензуральности) под «сухими» (для нас!) рассуждениями и опытами заключает в себе насущно-жизненное: в поисках самостоятельности выражения музыка не в состоянии развиваться без «записи», которая фиксировала бы ее собственные высказывания. Образование национальных языков, эволюция европейской музыки и поэтики, мощный натиск народной (сельской и городской) песенной, танцевальной лирики, а главное — напряженнейшее стремление к мелодии как важнейшему, самому чуткому «голосу эмоциональности»,— эти и многие другие стимулы заставляют музыкантов не только создавать, но и учиться, как закреплять созданное: прежняя нотация могла удовлетворять, пока музыка еще была интонационно-ритмически связана и — что существенно— развивалась в атмосфере «устности», среди воздействия «музыкального искусства устной традиции». Одно уже искусство многоголосия требовало более наглядной и четкой для глаз записи, чем «памятные для слуха вехи», какими являлись невменные и им подобные нотации. Мензуральность, с ее утонченнейшими различениями длительностей, по видимости своей внесла на место «античного слогоисчисления» новую, еще более запутанную силлабику.
  В своем стремлении к точности фиксации ритма — в своей метрике, в «модусах», музыка, конечно, сохраняла и традиции своей спаянности с поэтической интонацией. Но это была лишь «формула перехода»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *