=390=
освобождением от ритмо-интонационных традиций, т. е. и ars nova — еще не совсем музыка. Кроме того, манера воздвигать многоголосие посредством «колорирования» культового напева здесь превращается в остроумное, почти непрерывное «колори-рование» или «опевание» голоса голосом! Все цветет, и среди цветения — ростки уже несомненной мелодии. Но ритм — не абстрактность: он — интонационный стержень.
  Французское искусство ars nova в руках выдающихся музыкантов, музыкальных писателей выступает как передовое интеллектуальное течение совершенно исключительной силы. И умозрение, и творческое изобретение утверждают основополагающие закономерности европейской музыки. Борьба за нотацию (проблемы практики мензуральности) под «сухими» (для нас!) рассуждениями и опытами заключает в себе насущно-жизненное: в поисках самостоятельности выражения музыка не в состоянии развиваться без «записи», которая фиксировала бы ее собственные высказывания. Образование национальных языков, эволюция европейской музыки и поэтики, мощный натиск народной (сельской и городской) песенной, танцевальной лирики, а главное — напряженнейшее стремление к мелодии как важнейшему, самому чуткому «голосу эмоциональности»,— эти и многие другие стимулы заставляют музыкантов не только создавать, но и учиться, как закреплять созданное: прежняя нотация могла удовлетворять, пока музыка еще была интонационно-ритмически связана и — что существенно— развивалась в атмосфере «устности», среди воздействия «музыкального искусства устной традиции». Одно уже искусство многоголосия требовало более
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *