=389=
интонации слогочислительные или слогоизмерительные метрические схемы начинают управлять музыкальной интонацией: тогда музыка либо мертвеет, либо становится «прикладной», либо движется поверх метрических схем, управляемая ритмом-дыханием, но это — естественная мелодия. Все сказанное необходимо для понимания, что и практика ars antiqua и ars nova не управлялась отвлеченным ритмом, но что обе практики были очень постепенным, веками исчисляемым высвобождением музыкальной интонации из слиянности ее со словом (с поэтической интонацией) в единстве, очень органическом,— в давнем, имевшем за собой «вековые дали», искусстве ритмо-интонации; и что это искусство — далеко еще не музыка, ибо не самодов-
  леющим развитием музыкально-интонационных факторов определяется его выразительность (в наше время, несмотря на качественно иной смысл и средства выражения, речитатив, куплет и даже некоторые романсы находятся в таком же соотношении к симфонии). Ars nova XII—XIV веков являлось по отношению к ars antiqua прогрессивным «светским» движением, но вместе с ars antiqua эта практика еще не была полным освобождением от ритмо-интонационных традиций, т. е. и ars nova — еще не совсем музыка. Кроме того, манера воздвигать многоголосие посредством «колорирования» культового напева здесь превращается в остроумное, почти непрерывное «колори-рование» или «опевание» голоса голосом! Все цветет, и среди цветения — ростки уже несомненной мелодии. Но ритм — не абстрактность: он — интонационный стержень.
  Французское искусство ars nova в руках выдающихся музыкантов, музыкальных писателей выступает как передовое
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *