=387=
(ритмо-интонационного): хоральный напев (cantirs firmus) не снижается в своем значении; но его «опе-вает или колорирует» верхний голос, и тем самым выдвигается почти на первый план самостоятельность мелодического принципа движения.
  Таким образом, европейское многоголосие родилось из преодоления ритмо-интонации унисонного или сольного пения; и не как искусство независимого ведения голосов, и не из теории полифонии, а как окружение культового напева музыкально свободными интонациями. Был найден путь и осознано единство последовательности и одновременности движения голосов; остальные свойства завоевывались постепенно. Первенство выразительности шло впереди. И современники-парижане удивлялись мастерам Леонину и Перотину, капельмейстерам церкви Beatae Mariae Virginis, и недаром присвоили второму из них звание Великого; не за искусственные выдумки, а за выразительность, за новое качество интонации. Они слышали и знакомый хоральный напев, и одновременно с ним сверху звучащие с не меньшей выразительностью новые голоса. Искусство это возникало не из принципов независимого движения нескольких голосов, не из голосоведения в нашем понимании. Наоборот, эти принципы постепенно выяснялись для теоретиков из живой практики «колорирования», постепенно выдвигавшей право
  на самостоятельность музыкальной интонации. Данная гипотеза исчерпывающе объясняет все, непривычные с позиций «контрапункта», особенности ars antiqua, особенности вполне естественные с точки зрения интонационного развития европейской музыки. И не только «манера» ars antiqua, но и последующая практика ars nova также ничем незакономерным,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *