=387=
элементов музыкально-выразительной связи и взаимодействия тонов в их последовательности и одновременности. 2) Первые опыты многоголосия — это творческое освоение нового понимания интервалов и нового ощущения их качества — возможность одновременного движения голосов: параллельно, косвенно и навстречу. 3) Экспрессия первых опытов полифонии возникает не из осознанных норм голосоведения, а из преодоления окаменелости в музыкально-интонационном отношении и искусства ритмо-мелопеи (ритмо-интонационного): хоральный напев (cantirs firmus) не снижается в своем значении; но его «опе-вает или колорирует» верхний голос, и тем самым выдвигается почти на первый план самостоятельность мелодического принципа движения.
  Таким образом, европейское многоголосие родилось из преодоления ритмо-интонации унисонного или сольного пения; и не как искусство независимого ведения голосов, и не из теории полифонии, а как окружение культового напева музыкально свободными интонациями. Был найден путь и осознано единство последовательности и одновременности движения голосов; остальные свойства завоевывались постепенно. Первенство выразительности шло впереди. И современники-парижане удивлялись мастерам Леонину и Перотину, капельмейстерам церкви Beatae Mariae Virginis, и недаром присвоили второму из них звание Великого; не за искусственные выдумки, а за выразительность, за новое качество интонации. Они слышали и знакомый хоральный напев, и одновременно с ним сверху звучащие с не меньшей выразительностью новые голоса. Искусство это возникало не из принципов независимого движения нескольких голосов, не из голосоведения
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *