=380=
божества, связанных с философскими течениями гностицизма, имело место новотвор-чество в области поэтической лирики; несомненно, оно было связано — и очень тесно — с импровизацией напевов в разнообразнейших «ладовых наклонениях» и с влиянием многообразных национальных культур.
  Кризис интонаций лирики Средиземноморья в условиях и свойствах «музыки устной традиции» — так можно определить происходивший процесс переоценки и переплавки в новый
  
эмоциональный строй наиболее для этого приспособленных и доступных сознанию христианской массы лирических напевов параллельно новому мелодическому творчеству. С официальным признанием христианства государством в IV веке, вероятно, и начался для служебных потребностей центров нового культа дальнейший период развития песнетворчества, а главное— отбор и кодификация уже зафиксировавшейся в сознании верующих напетой лирики. Не удивительно, что в Риме, где лучше, чем в софистически-философствующем Константинополе, понимали практику эмоционального лирического воздействия церкви, был вызван в VI веке к жизни великолепно сконструированный кодекс богослужебной интонационной лирики — григорианский хорал, тоже, конечно, не сразу сложившийся. Этот кодекс если и не остановил совсем потока вне-церковной экзальтированной лирики (в целях ликвидации ересей ее не очень стали поощрять), то все же направил его по определенному руслу интонаций.
  Стадии эволюции этой кризисной поры в культурах поэзии и песнопевческой * лирики Средиземноморья проследить невозможно— ведь это едва ли не шесть
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *