=378=
знаем. Конечно, судя по греческому учению об этосе, слух античности стоял на высокой стадии в отношении различения интонационного смысла каждого отдельного лада. Но ведь дошедшие до нас характеристики этоса античных ладов могли быть остатками первобытной магии священных формул заклинаний, связанными с теми или иными традиционными попевками, бережно хранимыми. А насколько, до каких пор и вообще когда эти этические качеству ладов были формами живого восприятия именно так интонируемой музыки,— утверждать ничего точного нельзя. Я лично склонен верить, что большая часть форм лирической поэзии и особенно массовой лирики, как и поэтическая метрика, были созданы в тесном интонационном единстве с мелодикой. Но доказать это свое убеждение я не в состоянии, потому что интонационная эволюция ладов, интервалов и остальных элементов музыки античности не поддается уточнению с той определенностью, с какой мне эта эволюция понятна в отношении западноевропейской музыки. Оттого в ней вполне различимы эпохи «кризисов интонаций». В Греции они были несомненно, что видно из различимости сложных интонационных преобразований в поэтической ритмике и в развитии ритмо-форм трагедии. Но опасность модернизации явлений (как это и случилось с Еврипидом у Иннокентия Анненского15) здесь всегда присутствует. Модернизация, может быть, и законна для при-
  влечения внимания публики к интересному, содержательному явлению. Для обоснования же музыкальной интонации — совершенно бесполезна. Кроме того, связанная с музыкальными интонационными явлениями греческая терминология пока не ясна, и филология тут
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *