=377=
выразительной силы и господствовать над инерцией устарелых схем. Но ни Рамо, ни Руссо не могли оценить торжества новой организующей силы — формы симфонического аллегро, в динамизме которого только и можно было преодолевать уже ставшую формальной музыкальную логику конструкций рационалистической эпохи и ощущать музыкальную форму как органический процесс развития. Торжество этой формы и было завершением сложного кризиса. *
  
Перед музыкой открывалась чудесная перспектива: вровень с остальными проявлениями духовной культуры человечества она могла своими средствами выразить сложное и утонченное содержание идей и чувствований XIX столетия.
  Глава VIII
  Наши познания музыкальной культуры Средиземноморья в отношении интонационном и скудны и неустойчивы, что очень жаль, ибо там — зори европейской музыкальной культуры.
  О музыке Греции написано много, и можно еще написать много. Но что это? Теоретические установки и системы, несколько рассуждений о музыке, очень невнятные сведения о музыкантах и музыкальных состязаниях и более внятные — о месте и значении музыки в общественной жизни Греции. Очень интересное учение об этосе как будто дает ключ к распознаванию интонационно-выразительной силы и убедительности воздействия музыки, но в гранях описания, а не разгадки музыкальной сущности явления. Не очень понятно, качественно и технически, каким было пение греков и какова была вокальная упругость интервала; связи ритма поэтического с музыкальным лично для меня все еще неясны. О музыке Рима просто ничего музыкально-положительного не знаем.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *