=377=
открывалась чудесная перспектива: вровень с остальными проявлениями духовной культуры человечества она могла своими средствами выразить сложное и утонченное содержание идей и чувствований XIX столетия.
  Глава VIII
  Наши познания музыкальной культуры Средиземноморья в отношении интонационном и скудны и неустойчивы, что очень жаль, ибо там — зори европейской музыкальной культуры.
  О музыке Греции написано много, и можно еще написать много. Но что это? Теоретические установки и системы, несколько рассуждений о музыке, очень невнятные сведения о музыкантах и музыкальных состязаниях и более внятные — о месте и значении музыки в общественной жизни Греции. Очень интересное учение об этосе как будто дает ключ к распознаванию интонационно-выразительной силы и убедительности воздействия музыки, но в гранях описания, а не разгадки музыкальной сущности явления. Не очень понятно, качественно и технически, каким было пение греков и какова была вокальная упругость интервала; связи ритма поэтического с музыкальным лично для меня все еще неясны. О музыке Рима просто ничего музыкально-положительного не знаем. Конечно, судя по греческому учению об этосе, слух античности стоял на высокой стадии в отношении различения интонационного смысла каждого отдельного лада. Но ведь дошедшие до нас характеристики этоса античных ладов могли быть остатками первобытной магии священных формул заклинаний, связанными с теми или иными традиционными попевками, бережно хранимыми. А насколько, до каких пор и вообще когда эти этические качеству ладов были формами живого восприятия именно так интонируемой музыки,—
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *