=376=
идейно-эмоционального содержания. Мало того, почти каждая из тематических характерных интонаций симфоний Бетховена конкретна и убедительна потому, что имеет за собой реальную почву в массовых интонациях всей эпохи «кризиса интонаций». Кризис же был вызван еще на подготовительной стадии революции решительным завоеванием идеологами «третьего сословия» всех важных постов в сфере культуры духа. Кризис разрастался по мере подъема революционного энтузиазма в народных массах, объединявших в своем порыве восторженного лиризма и переко-
  
вавших различнейшие пласты интонаций. Из писателей эпохи острее всех почувствовал необходимость освежения музыки и опустошенность монументального стиля падавшего феодализма Руссо. И хотя в споре с Рамо оба были правы и неправы (Рамо как выдающийся рационалист-теоретик эпохи просвещенного абсолютизма осознал логику гармонии-голосоведения европейского лада и, естественно, боролся за высокий прогрессивный профессионализм), все-таки убежденность Руссо в значении выразительной естественной мелодии (т. е. интонации) для жизни музыки в сердцах слушателей была на данном этапе истории музыки открытием его философского, глубоко проницательного ума и его, пусть во многом наивного, постижения выразительной песенности как основы музыкального прогресса. Рамо обосновал теоретические возможности эволюции лада и гармонии, но без переворота в области музыкальной интонации, на устарелом, потерявшем силу эмоциональной убедительности материале, —■ даже Бетховену трудно было бы создавать музыку столь выразительной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *