=376=
объединявших в своем порыве восторженного лиризма и переко-
  
вавших различнейшие пласты интонаций. Из писателей эпохи острее всех почувствовал необходимость освежения музыки и опустошенность монументального стиля падавшего феодализма Руссо. И хотя в споре с Рамо оба были правы и неправы (Рамо как выдающийся рационалист-теоретик эпохи просвещенного абсолютизма осознал логику гармонии-голосоведения европейского лада и, естественно, боролся за высокий прогрессивный профессионализм), все-таки убежденность Руссо в значении выразительной естественной мелодии (т. е. интонации) для жизни музыки в сердцах слушателей была на данном этапе истории музыки открытием его философского, глубоко проницательного ума и его, пусть во многом наивного, постижения выразительной песенности как основы музыкального прогресса. Рамо обосновал теоретические возможности эволюции лада и гармонии, но без переворота в области музыкальной интонации, на устарелом, потерявшем силу эмоциональной убедительности материале, —■ даже Бетховену трудно было бы создавать музыку столь выразительной силы и господствовать над инерцией устарелых схем. Но ни Рамо, ни Руссо не могли оценить торжества новой организующей силы — формы симфонического аллегро, в динамизме которого только и можно было преодолевать уже ставшую формальной музыкальную логику конструкций рационалистической эпохи и ощущать музыкальную форму как органический процесс развития. Торжество этой формы и было завершением сложного кризиса. *
  
Перед музыкой
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *