=375=
уходящей королевской Франции.**
  Дата представления оперы-водевиля «плебея» Руссо «Деревенский колдун» в придворном театре в Фонтенбло (октябрь 1752 г.) является едва ли не поворотным пунктом в развитии «кризиса интонаций» предреволюционной Франции; кризиса, решительно обновившего музыку новым стилем выражения, новой мелодической речью; как это все отразилось в музыке революции и воздействовало на творчество Бетховена, в котором синтезировалось, было рассмотрено выше. Самое существенное во всем развитии интонационного кризиса данной эпохи, что борьба идет не за иллюзии звуковой архитектоники, а за выразительность музыки в широком масштабе: от ораторского пафоса до идиллий семейственности, от возвышенной лирики до наивной сердечной песенки. Но интонация начинает диктовать и музыкальной архитектонике, насыщая интенсивной выразительностью жизнь периодов, усиливая и подчеркивая утвердительность тоники, а главное — раздвигая объемы и пространства монументальных схем: все это слышно в титаническом симфонизме Бетховена, и все это вызвано и испытано требованиями нового идейно-эмоционального содержания. Мало того, почти каждая из тематических характерных интонаций симфоний Бетховена конкретна и убедительна потому, что имеет за собой реальную почву в массовых интонациях всей эпохи «кризиса интонаций». Кризис же был вызван еще на подготовительной стадии революции решительным завоеванием идеологами «третьего сословия» всех важных постов в сфере культуры духа. Кризис разрастался по мере подъема революционного энтузиазма в народных массах, объединявших
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *