=374=
эпохи формальной конструкцией — «звучащей архитектурой», но в зданиях которой негде жить человеческому сердцу, — она бы не вызывала такого исключительного внимания к себе как выразительной силе, которой необходимо обладать «третьему сословию». Боролись два класса, столкнулись непримиримо во всем — в идеологии, в политике, в экономике, даже в быту, в манере жить — люди. Казалось бы, музыке тут так мало места, и ее значительность должна была бы подвергнуться сомнению! А оказывается: каждое мало-мальски яркое явление в музыкальной жизни становится общественным событием в Париже. Больше того: серьезно обсуждается каждое новшество композитора в области музыкальных средств выражения, ибо ни одно средство не осуществляется как самодовлеющее и не воспринимается как таковое. Итак, для общественной мысли предреволюционной Франции музыка вступает в ряд тех идейных явлений и факторов, которые служат созданию новой общественности. Музыка возвышенного эстетического строя идей переосмысливается (Глюк), музыка — наивный, простодушный сердечный мир интонаций «низших классов» — выступает с таким эмоционально-убедительным строем интонаций, что сопротивляться им нет возможности. Этот новый — сперва лирический — строй интонаций решительно торжествует в жанре
  песни-романса и песни-танца различнейших оттенков: от народной сельской пленэрной интонации и сентиментальной экспрессии лиризма мелодий (лаконичных, уютных, цельных в своем единстве слова-музыкального тона и интервала) горожан, ремесленников и мелких буржуа до романсов в «пасторальном стиле», певшихся
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *