=373=
простодушия в музыке в противовес репрезентативному, монументальному придворному искусству; выяснение национальных качеств, особенностей и идейных позиций французской музыки; взаимоотношение слова (поэзии) и музыки, т. е. речевой и музыкальной интонации в лирическом музыкальном театре; рассуждения о сюжетных жанрах и т. д. и т. д. В одной только переписке Гримма,14 очень пространной и многообразной, можно найти множество фактов и суждений, раскрывающих смысл происходящих в музыке процессов. То же в мемуарах Гретри и особенно у Руссо, не только в специальных его музыкальных работах (музыкально-творческих и писательских), но и в других его сочинениях, включая «Исповедь».
  Несмотря на количество группировок., довольно легко различимы обобщающие линии споров и конфликтов вроде пресловутой пертурбации с «буффонистами» (вокруг «Служанки-госпожи» Перголези) и борьбы пиччинистов с глюкистами. Это лишь конфликты, всплывавшие на поверхность, а за ними, за «фехтовальными дуэлями» вкусов, скрывалось соперничество аристократического и демократического искусства музыки. Если бы музыка была для этой эпохи формальной конструкцией — «звучащей архитектурой», но в зданиях которой негде жить человеческому сердцу, — она бы не вызывала такого исключительного внимания к себе как выразительной силе, которой необходимо обладать «третьему сословию». Боролись два класса, столкнулись непримиримо во всем — в идеологии, в политике, в экономике, даже в быту, в манере жить — люди. Казалось бы, музыке тут так мало места, и ее значительность должна была бы подвергнуться сомнению!
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *