=373=
вполне хорошо слушается. Кроме того, политические, фило-
  
софские, литературные и театральные окружения музыкальных явлений, как и парижская общественная жизнь, достаточно всем известны, и на русском языке о них имеется много материалов.
  Споры за музыку идут в самых различных плоскостях: возможна ли французская опера при таких-то и таких-то качествах французского языка; в чем преимущество итальянской оперы; защита естественности и простодушия в музыке в противовес репрезентативному, монументальному придворному искусству; выяснение национальных качеств, особенностей и идейных позиций французской музыки; взаимоотношение слова (поэзии) и музыки, т. е. речевой и музыкальной интонации в лирическом музыкальном театре; рассуждения о сюжетных жанрах и т. д. и т. д. В одной только переписке Гримма,14 очень пространной и многообразной, можно найти множество фактов и суждений, раскрывающих смысл происходящих в музыке процессов. То же в мемуарах Гретри и особенно у Руссо, не только в специальных его музыкальных работах (музыкально-творческих и писательских), но и в других его сочинениях, включая «Исповедь».
  Несмотря на количество группировок., довольно легко различимы обобщающие линии споров и конфликтов вроде пресловутой пертурбации с «буффонистами» (вокруг «Служанки-госпожи» Перголези) и борьбы пиччинистов с глюкистами. Это лишь конфликты, всплывавшие на поверхность, а за ними, за «фехтовальными дуэлями» вкусов, скрывалось соперничество аристократического и демократического искусства музыки. Если бы музыка была для
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *