=372=
области речи и языка, большую, чем принято думать.*
  Иногда задолго до великих политических и общественных переворотов, иногда почти накануне их, в области человеческой интонационной культуры (язык, слово, речь, пение) заметно «волнение». Споры вокруг тех или иных элементов музыки как выразительных средств становятся острее, упорнее и злее: это уже не случайные суждения и мнения, не преходящие критические очерки и заметки, а борьба за существо дела. Обнаруживается резкое разделение лагерей. По кажущемуся незначительным поводу разгораются страсти. Чувствуется, что во взаимных укорах противников скрыта более существенная рознь, чем расхождение художественных точек зрения на данное произведение и данного композитора, на данный сюжет, либретто и даже на творческий метод и теоретические взгляды автора, как это особенно остро проявилось в знаменитой распре Руссо — Рамо. Яне случайно назвал два этих имени французской культуры XVIII века. Процесс, о котором я рассказываю, наиболее наглядно можно изложить на явлениях французской предреволюционной музыкальной истории. Французская музыка этой эпохи еще вполне хорошо слушается. Кроме того, политические, фило-
  
софские, литературные и театральные окружения музыкальных явлений, как и парижская общественная жизнь, достаточно всем известны, и на русском языке о них имеется много материалов.
  Споры за музыку идут в самых различных плоскостях: возможна ли французская опера при таких-то и таких-то качествах французского языка; в чем преимущество итальянской оперы; защита естественности и простодушия
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *