=372=
проанализированные. Эти кризисы отчасти подобны изменениям и преобразованиям в человеческой речи и языках, приводящим не только к реформам и пополнениям словарей, но и всего внутреннего строя языка. Так как причины подобного рода «революций языка» хорошо выяснены, например, Лафаргом, ознакомление с ними полезно для понимания последующего изложения, но повторять их здесь нет необходимости. Добавляю только, что интонационные факторы тоже играют значительную роль в событиях в области речи и языка, большую, чем принято думать.*
  Иногда задолго до великих политических и общественных переворотов, иногда почти накануне их, в области человеческой интонационной культуры (язык, слово, речь, пение) заметно «волнение». Споры вокруг тех или иных элементов музыки как выразительных средств становятся острее, упорнее и злее: это уже не случайные суждения и мнения, не преходящие критические очерки и заметки, а борьба за существо дела. Обнаруживается резкое разделение лагерей. По кажущемуся незначительным поводу разгораются страсти. Чувствуется, что во взаимных укорах противников скрыта более существенная рознь, чем расхождение художественных точек зрения на данное произведение и данного композитора, на данный сюжет, либретто и даже на творческий метод и теоретические взгляды автора, как это особенно остро проявилось в знаменитой распре Руссо — Рамо. Яне случайно назвал два этих имени французской культуры XVIII века. Процесс, о котором я рассказываю, наиболее наглядно можно изложить на явлениях французской предреволюционной музыкальной истории. Французская музыка этой эпохи еще вполне
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *