=371=
интонируют музыку, а «мет-рономируют», усугубляя «кризис интонации». К счастью, стоит только в театре или на концертной эстраде появиться дирижеру, чья «интонирующая рука говорит уму и сердцу» оркестра, как музыка «овевается воздухом и насыщается дыханием», инструментальное интонирование приближается к вокальному (по осмысленности звучания интервалов), и слушатели тотчас же радостно-восторженно восклицают: «Вот наконец-то музыка!». Потому что нет музыки как содержания вне дыхания, управляемого естественным ритмом, а это и есть качества, интонации органически присущие.*
  В «музыке устной традиции» (народной по преимуществу), создаваемой и передаваемой только интонационно, вне нотной записи и всегда в тесном общении со слушателями (они же исполнители), «кризисов интонации», подобно описанному процессу, быть не может, потому что нет разрыва между творческим
  
изобретением, воспроизведением и восприятием. Разрастание музыкальной жизни, обеспечившее прогресс европейской музыки, создало и указанное противоречие, и отрыв друг от друга «трех двигателей» единого процесса.
  Но надо отвлечься от внутренней жизни музыки и рассматривать историю европейского музыкального искусства в единстве с историческо.й эволюцией всей европейской культуры и народной жизни. Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь музыки над ней, за ней и вокруг нее. Музыка движется прерывной эволюцией среди «кризисов интонаций» общественно-широкого размаха и значения, иных, чем только что проанализированные.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *