=370=
Вагнер с лозунгами «к Бетховену» (как и исполнительское искусство Листа) и своими реформаторскими произведениями, выступая как дирижеры, создали это искусство, превращенное их последователями в небывалое торжество мастерства коллективного интонирования: оркестр стал организмом, чутким и отзывчивым до беспредельности. До наших дней еще действуют отголоски этого мастерства, но мало-помалу и оно стало превращаться в конструктивно-метрическую систему тактирования с заученными жестами и зрительной скованностью партитурой. Дирижеры этой школы, при некоторой общей музыкальной одаренности, могут вполне стройно управлять оркестром (певцов они обычно душат, потому что просто понять не могут соотношения дыхания и обусловленного смысла вокально осязаемой «интервалики» и ритмики), но они только воображают, что воссоздают музыку как творческую мысль. Не интонируя музыку в своем сознании, принимая ее извне, они лишь воспроизводят нотную запись. Они могут довести тренировку оркестра до предела бездушной механической виртуозности. Прикрываясь лозунгом высокого профессионализма, они, не подозревая этого, не интонируют музыку, а «мет-рономируют», усугубляя «кризис интонации». К счастью, стоит только в театре или на концертной эстраде появиться дирижеру, чья «интонирующая рука говорит уму и сердцу» оркестра, как музыка «овевается воздухом и насыщается дыханием», инструментальное интонирование приближается к вокальному (по осмысленности звучания интервалов), и слушатели тотчас же радостно-восторженно восклицают: «Вот наконец-то музыка!». Потому что нет
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *