=367=
русского общества, перешел после Великой Октябрьской социалистической революции в сознание небывало широких слоев слушателей и распространяется по всему СССР. Массовая музыкальная самодеятельность — большое музыкальное культурное движение — в сильной мере содействует популяризации, накоплению, освежению и закреплению в сознании масс ценнейшего интонационного наследия.
  Таким образом, в нашей стране развитие интонационного кризиса задерживается и может быть предотвращено. Но и у нас «развивающееся самолюбование» исполнительства, с настойчивым упорством цепляющегося за повторность одного и того же круга произведений, естественно, ведет к «исчерпыванию содержания интонационных запасов общества» и к заполнению их «снизу» «кабаретной» чувственной стихией. Ссылки на то, что массовый слушатель признает только западноевропейских и русских классиков, неверны. Во-первых, люди, для которых искусство представляет жизненный интерес, никогда не инертны; и ложь, что общественное сознание противодействует живому творчеству настоящего. Естественная консервативность слуха в восприятии нового интонационного содержания всегда преодолевается принципиальностью исполнительства и умным, внимательным отношением (а не «исполнительской полуснисходительностью») к композиторам и «музыке настоящего времени» и творческой культуре современности. Классиков, конечно, нужно интонировать всегда, но, увы, из ценнейшего классического наследия исполняется всегда очень немногое, в чем исполнители соревнуются друг перед другом.
  Глава VII
  Но и внутри исполнительской
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *