=362=
концертно-театрально-исполнительском «обиходе» и в бы-тово-повсеместном и домашнем музицировании во всякую эпоху количество бесспорно классических, совершенных созданий ничтожно в сравнении с музыкой или ничтожной, или пошлой? Очевидно, отбор музыки (значит, и «интонационных отложений») в «общественной слуховой памяти» происходит по каким-то другим путям, чем думают и профессионалы-технологи музыки, и музыкально-эстетические судьи, обычно очень близорукие, если не просто расчетливые в своих оценках. И слушатели, получая повсеместно лишь то, что им воспроизводят из созданий композиторов или что допускают к исполнению критики, не подозревают, сколько музыки они не знают. «Сценическое становление» даже таких популярных опер, как «Фауст», «Кармен», «Травиата», «Евгений Онегин», было очень извилисто, прежде чем эти всем известные произведения получили свой более или менее отвечающий замыслам композиторов стиль исполнения. Вмешательство и борьба композитора за характер исполнения во многом улучшают положение, как это было с Верди, но не каждый это может делать: «вперед завоюй популярность, а тогда посмотрим!». Некоторые произведения так и живут и доживают жизнь в сразу же искаженном облике, если композитор не успеет свести практику исполнения к собственной «прижизненной» редакции.
  Все это не случайные ламентации, а результат длительных наблюдений над фактами и явлениями музыки и музыкальной жизни, над сложностью которой мало кто задумывался. А искусство это играет в культурной и даже просто повседневной жизни людей огромную
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *