=361=
последующих «грамматиков» и художников импрессионистской светр-цвето-красочной гаммы.
  Ссылки на то, что всякое подлинно талантливое произведение пробьет себе путь, неверны. Это обман слушателей, которые не могут знать, сколько во всей истории европейской музыки, хотя бы XIX века, было произведений, либо не нашедших исполнителей, либо загубленных непониманием исполнительским, либо не изданных, либо вообще не воспроизведенных или исполнявшихся только в узком кругу друзей. Как талантливое произведение пробьет себе путь, если его сыграют кое-как или если его вовсе не исполняют? Возьмем такую, казалось бы, доступную для распространения область, как художественная индивидуальная песня: Lied. Разве все, что не исполняется у Шуберта и Шумана, — плохое? Пусть песни Гуго Вольфа, находясь на пределе расцвета этого камерного искусства, уже воспринимаются в силу субъективизма «языка» небольшим кругом слушателей. Но в развитии Lied его вклад — высокохудожественная ценность. Почему тормозится его исполнение? И в таком положении — многое множество музыкальных явлений. Известно, как медленно происходило освоение бетховенской музыки, как его симфонии — столь цельные своей идейной обобщенностью, единством концепции, — исполнялись фрагментарно, отдельными частями. Если бы Берлиоз и Вагнер не были превосходными дирижерами, если бы даже столь популярный композитор, как Григ,
  сам тонкий пианист * и аккомпаниатор пения своей супруги, чуткой исполнительницы его вокальной лирики, не пропагандировал своей музыки, сомнительно, чтобы их искусство сравнительно быстро завоевало даже Европу. Недавний
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *