=359=
за другую, сбивается, перебивается. Помню, работая над учебником истории музыки Карла Нефа,11 я испытывал все эти трудности: и то интересно, и это важно, и другое нужно, и третье полезно знать, а делать отбор по внемузыкальным признакам — значит упустить самое существенное. Но жизнь музыки как искусства при таком рассказе про все, куда-то проваливается: непонятны * пути школ, стилей и жанров, срывы, сворачивание, казалось бы, с линии художественного прогресса на более первобытные стадии; непонятно, чем определяется принятие или непринятие обществом той или иной музыки и продолжительность или непродолжительность жизни (в исполнении, в музицировании, в литературе о музыке, в письмах, воспоминаниях) отдельных произведений и т. д. и т. д. Я не считаю свою гипотезу о «кризисе интонаций» за абсолютно надежную нить в этом лабиринте музыкальных фактов и явлений, но я очень долго и тщательно ее проверял и полагаю, что она будет небесполезна. Ведь гипотеза, все же объединяющая многообразные явления музыки в исторически объяснимой их смене, неизбежно нужна и может натолкнуть мысль исследователей и на иные догадки и обобщения.
  «Исчерпывание» содержания интонаций — процесс длительный. Трудности, связанные с фиксированием в сознании сложной музыки, в силу ее интонационной «комплексности» и необходимости повторных впечатлений («временная» природа этого искусства требует большего напряжения внимания, чем восприятие искусств зримых: они всегда перед глазами), тормозят процесс включения в круг привычно осознаваемых интонаций новых звучаний. «Общественная память»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *