=359=
первобытные стадии; непонятно, чем определяется принятие или непринятие обществом той или иной музыки и продолжительность или непродолжительность жизни (в исполнении, в музицировании, в литературе о музыке, в письмах, воспоминаниях) отдельных произведений и т. д. и т. д. Я не считаю свою гипотезу о «кризисе интонаций» за абсолютно надежную нить в этом лабиринте музыкальных фактов и явлений, но я очень долго и тщательно ее проверял и полагаю, что она будет небесполезна. Ведь гипотеза, все же объединяющая многообразные явления музыки в исторически объяснимой их смене, неизбежно нужна и может натолкнуть мысль исследователей и на иные догадки и обобщения.
  «Исчерпывание» содержания интонаций — процесс длительный. Трудности, связанные с фиксированием в сознании сложной музыки, в силу ее интонационной «комплексности» и необходимости повторных впечатлений («временная» природа этого искусства требует большего напряжения внимания, чем восприятие искусств зримых: они всегда перед глазами), тормозят процесс включения в круг привычно осознаваемых интонаций новых звучаний. «Общественная память» музыки поэтому очень консервативна. И то, что интонационно закрепляет в ней говорящее уму и сердцу, держится прочно, переживая поколения. Консервативность слуха воспринимающей общественной среды хорошо известна исполнителям,** не склонным к любознатель-
  
ности и расширению репертуара, ибо публика любит слушать знакомое, что естественно: меньше внимания для усвоения и больше удовольствия. Поэтому самый проницательнейший
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *