=358=
композитора, вырастая из интонаций предшествовавших эпох, сама становится объектом интонирования исполнительско-профессионального и широких общественных слоев слушателей и питает музыку и всю духовную культуру последующих поколений человечества. Этот процесс продолжается до тех пор, пока жизненное содержание интонаций данной музыки не исчерпается, перейдя частично, в преобразованном облике, в творчество новых эпох. От музыки даже величайших композиторов в этом «становлении исчерпывания» остается все меньше и меньше, пока ее больше не слышат: ушло ее содержание, ушла ее душа. Утонченный слух знатоков, извлекая «музыкальную старину», может научиться понимать забытую человечеством музыку и даже «вчувствоваться» в далекий мир звуков. Но это уже не живое восприятие, не то, каким бывает ощущение еще существующей в общественном сознании музыки. Такова истинная жизнь «звучащего искусства» каждого композитора; она длится, пока живут и действуют его интонации, действует творческий опыт, преобразуясь и претворяясь. Такова же и реальная история музыки, не литературная, которая блестяще описывает, анализирует, пересматривает, хвалит и порицает (обычно музыку, которую уже никто не слышит, так как, чем ближе к современным эпохам музыки, тем суммарнее стано-
  вится изложение), но все это в неизбежной чересполосице: тут и стили, и жанры, и отдельные выдающиеся явления, и биографии, и методы, и теории, и идейно-философские предпосылки, и вкусы, и технология, и вопросы инструментария, и исполнительство, и критика, и сердечные комментарии, и анекдоты. Изложение цепляется то за одну нить,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *