=357=
симфонизируются композитором, «прямо смотря ей в глаза», без стилевых очков.
  
Бетховен сам становится Просперо, воссоздателем стихии жизни в искусстве: он не пишет музыку к пьесе Шекспира, а музыкально отображает ту же поэтическую идею.
  Мир возвышенных созерцаний Бетховена, его раздумья, его лирические и лирико-драматические монологи и диалоги, весь пафос его личности, конфликты чувствований скорби и радости ежедневности — ведь это же его музыка, ставшая утешением человечества. Иначе говоря, то, что Бетховен воссоздал в своем искусстве, как космос, природу, человечество и себя как чувствующую и мыслящую личность,— все это для поколений людей, после него пришедших и приходящих строить жизнь, любить и страдать, все в свой черед является не только исполняемыми, играемыми произведениями, но колоссальным сводом интонаций — тех, что слушатели вобрали в свое сознание из «звучащего искусства», из совокупности музыки Бетховена. Эта сокровищница, накопленная восприятием поколений и сохраняемая как «память сердца», то уменьшается (человечество изменчиво, а потому и забывчиво), то приумножается, если исполнительская практика выходит за грани положенных opus'oB, т. е. повторно всюду и везде играемых сочинений великого музыканта. Но независимо от этих уменьшений и приумножений культурное сознание европейского человечества прочно хранит творческий образ Бетховена и интонационный образный комплекс, вполне содержащий в себе самое дорогое для людей из его музыки в самых различных слуховых преломлениях и формах. Так музыка композитора,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *