=356=
как ее слышит в Шестой симфонии Бетховен, если не любоваться стилем эпохи,— теперь трудно.
  Чувства благоговения и поэтического восторга, вызывавшиеся природой в Бетховене, во многом подобны мечтаниям и чувствованиям автора «Прогулок уединенного мечтателя».10 Но сходства эти скорее рождаются из общих идейно-поэтических деистических и эмоциональных «сопереживаний современности чуткими современниками», чем из подражательности Бетховена Руссо. Очень уж различны их творческие натуры и личности. «Руссоизмы» же как интонации эпохи часты в музыке Бетховена. Однако, если Шиндлер, один из немногих людей, допускавшихся Бетховеном в его «творческую идейную лабораторию», прав, то в сонате «Appassionata» (op. 57, фа минор) мы имеем, согласно драгоценному указанию самого композитора, отображение поэтической идеи «Бури» Шекспира.* И как это все совсем иное, чем Шестая симфония, ибо ясно, что в «Аппассионате» — не только любовь, но и едва ли не всюду «природа в ее космическом облике», вызванная «магическим» гением, т. е. искусством Прос-перо! Здесь образы явлений природы симфонизируются композитором, «прямо смотря ей в глаза», без стилевых очков.
  
Бетховен сам становится Просперо, воссоздателем стихии жизни в искусстве: он не пишет музыку к пьесе Шекспира, а музыкально отображает ту же поэтическую идею.
  Мир возвышенных созерцаний Бетховена, его раздумья, его лирические и лирико-драматические монологи и диалоги, весь пафос его личности, конфликты чувствований скорби и радости ежедневности
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *