=354=
симфонии) можно отнести к кантовой стилистике. Наконец, в финале Девятой Бетховен создает совершеннейший кант — знаменитую тему-мелодию «К Радости», интонируя ее сперва инструментально, потом вокально и мощно ее варьируя. В целом возникает монументальный кант уже как симфонизированная форма с громадным исполнительским аппаратом (оркестр, солисты, хор). Вокальная в своей первооснове природа канта и его ритмо-динамическая конструкция — от шествий — тут сочетались в сверкающем творческом обобщении, в самом грандиозном по концепции из всех бетховенских финалов.
  Глава VI
  Алексей Максимович Горький в одной из бесед со мной о музыке и музыкантах как-то сделал меткое замечание: «Плох, знаете, музыкант или музыкальный критик, если он не слышит леса, полей, моря, да что же — и звезд! Много мне приходилось ходить, и вот иногда иду один и слушаю, почти ничего не замечаю и не напеваю, а только слушаю и слышу; степь особенно. Думаю, великие люди в музыке потому и великие, потому и сочиняли прекрасное среди нашей мерзости, что тоже умели слышать не одну только музыку». Это было на грани 1915—1916 годов. За абсолютную точность слов боюсь поручиться, но, вероятно, не очень подменяю их, потому что именно слова, так чутко оформившие мысль, и тогда уже для меня ясную, мне четко запомнились. Речь не шла о натуралистическом подражании природе музыкой (о так называемом «звукоподражании»)— я это знаю из контекста беседы, касавшейся особенно модных тогда течений музыкального эстетизма, игнорировавшего слушателя и значимость восприятия.
  В творчестве Бетховена (как и в жизни) влияние природы — несомненно.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *