=353=
мелодика и весь стиль канта всецело устремлены на людской простор, на общение, на содружество. От канта идут застольные песни, вокальные серенады, студенческие песни и песни революционные с их непременной «интонационностью шествия». Мелос канта все же в течение XIX века бледнеет и «маршево упрощается». Кроме того, в общественном сознании с гомофонной стилистикой канта состязаются (с XVIII же века) ритмо-интонации танцевальной музыки. Ее мелос более зависел от метрической конструкции периодов, пока вальсовый ритм и мелос вальса не внесли в эту интонационную сферу новую жизнь, новое дыхание, новые чувствования.
  Стилевые элементы канта проявляются в симфониях Бетховена очень часто то более, то менее собранно (побочная партия в I части Второй симфонии, начало похоронного марша в Третьей, финал Пятой, особенно вторая тема, гимн в финале Шестой и т. п.), но господство тонических интонаций в канте и его «ритмика шествий» оказывали громадное воздействие на весь бетховенский симфонизм с его «пленэром» и устремлениями на «людской простор», с его положительной эмоциональной настроенностью, его этосом. Конечно, личная сила дарования Бетховена, его эстетика идейно-возвышенного создавали из всего, к чему прикасался его гений, новое качество. Но это свойство не опровергает реалистичности творческого метода Бетховена: слышать и чутко обобщать интонации окружающей действительности.
  
Попадающиеся в симфонической ткани бетховенской музыки инструментально-хоровые интонации (например, средняя часть Скерцо Седьмой симфонии)
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *