=352=
влечет рельефная мелодия, тоже всегда ясно запечатлевающаяся в сознании слушателей, ее легко помнить, легко напеть. Кант с его мелодической и конструктивной «доступностью», естественно, поэтому входит если не как форма-конструкция в целом (чаще, всего: два периода по восьми тактов управляются четырехтактной гомофонной мелодией—в начальных восьми тактах она повторяется буквально или с различными кадансами, в тактах 9—12 образуется лаконичное развитие мелоса и в последних четырех—повторение основной мелодии), то в своих стилевых
  признаках и интонационных элементах в монументальные формы.
  Этим внедрением облегчается для слушателей восприятие длительных музыкальных пространств и сложно длящегося развития: кант в силу своей мелодической и конструктивной и общестилевой рельефности сам становится интонацией, знакомой, родной для слушателей. Узнавание его элементов в монументальной музыке способствует более осязательному схватыванию сознанием «временного потока музыки», а значит, и пониманию. Потому что влечет не совершенство конструкции, а через живую интонацию к мышлению композитора и содержанию музыки устремляется сознание слушателей. В эволюции музыки второй половины XVIII века и начала XIX века кант становится своего рода краткой энциклопедией торжествующего гомофонного стиля. И если мелодика романса и развивающейся Lied влечет музыку к «домашности», семейственности (умножаются инструментальные романсы и «песни без слов»* по мере становления романтизма), лирическим личным признаниям и, наконец, к острой и утонченной субъективистской лирике, то
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *