=351=
занимает там «ответственные посты».
  Перечислю подробнее стилевые признаки канта: четкость ритмической поступи, но без «военно-маршевой выправки», потому что в кантах всегда слышится «хоровое» в интонациях и вследствие этого плавность напева даже в инструментальном облике марша-канта; а когда кант героический, «с подъемом», — интонации становятся «витиеватее», впитывают в себя «фан-фарность труб и литавр», но гимническое в них все же смягчает маршевое; естественность соотношений мелодии и гармонии и лаконичное, ясное последование главных аккордов лада, «уравновешенность» субдоминантности, доминантности и «тоничности» -— ровно сколько необходимо, но в результате слух отличает направляющее воздействие тоники: от нее все исходит, за нее держится и к ней приходит; вытекающая отсюда закономерность, а также и естественность и ясность конструкции периода создают органичность ощущения, что интонация как совокупность всех элементов музыки в их звучании управляет конструктивной логикой периода, а не конструкция ■— музыкой.
  Еще одно важное качество канта: его несет и влечет рельефная мелодия, тоже всегда ясно запечатлевающаяся в сознании слушателей, ее легко помнить, легко напеть. Кант с его мелодической и конструктивной «доступностью», естественно, поэтому входит если не как форма-конструкция в целом (чаще, всего: два периода по восьми тактов управляются четырехтактной гомофонной мелодией—в начальных восьми тактах она повторяется буквально или с различными кадансами, в тактах 9—12 образуется лаконичное развитие мелоса и
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *