=351=
песен-ности хоровой с песенностью инструментальной.
  Этот экскурс, очень сжатый для столь любопытной темы, экскурс в историю канта в России (а начать можно бы было с истоков данной формы на Украине и ее развития на Руси, а потом в России) я сделал для того, чтобы через знакомые интонации российского канта легче и конкретнее было вникнуть в интонационное содержание этой «малой формы» в музыке Бетховена. Обычно кант у него входит как элемент в пространную форму, но занимает там «ответственные посты».
  Перечислю подробнее стилевые признаки канта: четкость ритмической поступи, но без «военно-маршевой выправки», потому что в кантах всегда слышится «хоровое» в интонациях и вследствие этого плавность напева даже в инструментальном облике марша-канта; а когда кант героический, «с подъемом», — интонации становятся «витиеватее», впитывают в себя «фан-фарность труб и литавр», но гимническое в них все же смягчает маршевое; естественность соотношений мелодии и гармонии и лаконичное, ясное последование главных аккордов лада, «уравновешенность» субдоминантности, доминантности и «тоничности» -— ровно сколько необходимо, но в результате слух отличает направляющее воздействие тоники: от нее все исходит, за нее держится и к ней приходит; вытекающая отсюда закономерность, а также и естественность и ясность конструкции периода создают органичность ощущения, что интонация как совокупность всех элементов музыки в их звучании управляет конструктивной логикой периода, а не конструкция ■— музыкой.
  Еще одно важное качество канта: его несет и влечет
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *