=349=
ритмообразные интонации бега и волнения собирающейся толпы — все эти почти натуралистические звукоэлементы вбирает в себя тоника, и искрится, и блещет как обобщающая творческая мысль! Таков непревзойденный по реализму финал увертюры «Эгмонт». Слушая его, всегда хочется крикнуть: Бетховен с нами, с нашей современностью !
  Своей ликующей напряженной «тоничности» Бетховен достигает с очень ярким влиянием интонаций одной из жанровых
  форм его времени. Эту форму почти минуют исследователи, что не удивительно для западноевропейских музыковедов, но у нас досадно, потому что у нас эта форма и ярко культивировалась и развилась до классических образцов. Имею в виду кант.*
  Глава V
  Кант. В существе своем это хоровая хвалебная песня, иногда достигавшая стройности и размаха оды. На Западе ее смешивают с мотетом. Это неверно: мотет и созерцательнее и статичнее. В ритмо-интонации канта всегда присутствует движение: это шествие с поздравлением. При усилении напряженности движение легко становится маршем. Но это не военный «профессиональный» марш, это все-таки обязательно хоровая песня, даже когда она и сочинена инструментально. В России она была известна в допетровское время, а в Петровское время несколько «военизировалась».** Заезжие итальянцы в XVIII веке культивировали ее в своих победных кантатах-«барокко» «с пушечной пальбой и фейерверком» и в культовых вокальных концертах. В несправедливо забытом творчестве Бортнянского, выдающегося русского мастера, кант расцвел. Финалы концертов Бортнянского почти всегда в ритме и темпе обнаруживают движение канта: шествие.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *