=349=
минуют исследователи, что не удивительно для западноевропейских музыковедов, но у нас досадно, потому что у нас эта форма и ярко культивировалась и развилась до классических образцов. Имею в виду кант.*
  Глава V
  Кант. В существе своем это хоровая хвалебная песня, иногда достигавшая стройности и размаха оды. На Западе ее смешивают с мотетом. Это неверно: мотет и созерцательнее и статичнее. В ритмо-интонации канта всегда присутствует движение: это шествие с поздравлением. При усилении напряженности движение легко становится маршем. Но это не военный «профессиональный» марш, это все-таки обязательно хоровая песня, даже когда она и сочинена инструментально. В России она была известна в допетровское время, а в Петровское время несколько «военизировалась».** Заезжие итальянцы в XVIII веке культивировали ее в своих победных кантатах-«барокко» «с пушечной пальбой и фейерверком» и в культовых вокальных концертах. В несправедливо забытом творчестве Бортнянского, выдающегося русского мастера, кант расцвел. Финалы концертов Бортнянского почти всегда в ритме и темпе обнаруживают движение канта: шествие. В них ощутимы идущие люди, радостно взволнованные. Иногда в них слышится хороводная экстатика, но почти никогда музыка этих финалов не застывает в неподвижном абстрактном восхвалении божества. Недаром концерты Бортнянского имели неимоверную распространенность по всей России, во всех углах, и служили эстетической приманкой для привлечения к церкви множества любителей прекрасного пения: многие любители так и являлись в церковь «к концерту» (и так называемые
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *