=347=
гуманизма. Положительно и ярко все это прозвучало в симфонизме Бетховена, В переводе на язык интонаций напряженное воодушевление Европы выражалось во взаимодействии полюсов мелоса в гармонии— доминантности** и тоничности: воодушевление и утверждение, а не «раздражение» и «успокоение» (разрядка нервного напряжения). Здесь принципиальное отличие бетхо-венского симфонизма от симфонизма романтиков и даже симфонизма психо-реалистического. Нет «раздражения», «нервозности», «чувственности» в бетховенской доминантности как стимуле интонационного напряжения, но есть «страстность», пламенный пафос, гнев; нет тоники как формального разрешения диссонансов, тоники как состояния покоя, но есть тоника как господствующая интонационная сфера утверждения, твердого убеждения, тоника как «напряженная устойчивость». Пример —
  
первая и последняя части Пятой симфонии. Драматизм, стремительность, «стреттность поступи» I части заключают сами в себе, в этой же части, все же акцент на тонике. Но симфония — это целое, и это процесс, «произведение интонаций — множителей и множимых». Последнюю часть — триумф До мажора, шествие ликующего человечества — нельзя отрывать от начала симфонии (напоминаю, как умно Бетховен включает в финал до-минорную настороженность Скерцо), и тогда все величие и размах тоники финала в совокупности с гневным натиском до-минорных тоник в I части объединены в одной идее: борьба и радость —таково становление жизни.
  В этом единстве Пятая симфония — «напряженная устойчивость»,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *