=347=
«раздражения», «нервозности», «чувственности» в бетховенской доминантности как стимуле интонационного напряжения, но есть «страстность», пламенный пафос, гнев; нет тоники как формального разрешения диссонансов, тоники как состояния покоя, но есть тоника как господствующая интонационная сфера утверждения, твердого убеждения, тоника как «напряженная устойчивость». Пример —
  
первая и последняя части Пятой симфонии. Драматизм, стремительность, «стреттность поступи» I части заключают сами в себе, в этой же части, все же акцент на тонике. Но симфония — это целое, и это процесс, «произведение интонаций — множителей и множимых». Последнюю часть — триумф До мажора, шествие ликующего человечества — нельзя отрывать от начала симфонии (напоминаю, как умно Бетховен включает в финал до-минорную настороженность Скерцо), и тогда все величие и размах тоники финала в совокупности с гневным натиском до-минорных тоник в I части объединены в одной идее: борьба и радость —таково становление жизни.
  В этом единстве Пятая симфония — «напряженная устойчивость», симфония мощного призыва к борьбе. Если же рассматривать части симфонии только как цепь звеньев, каждое из которых, успокаивая, заставляет забыть драматизм предшествующего, то в таком «звукоряде» финал уничтожает все трагическое напряжение симфонии. В первом аспекте — симфония как единый, сотканный из конфликтов идей и чувствований, интонационный процесс; ликование финала звучит так: «борьба продолжится, ибо такова жизнь, а сейчас—радость»;
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *