=346=
скорее говорить о «разумном равновесии» доминантности и тоничности и, следовательно, о спокойствии, уравновешенности. Тогда как тоника у Бетховена — это безусловность утверждения, это лозунг и воля. Данное качество, конечно, связано с преобладанием в личности и жизнеповедении Бетховена глубокой этичности. Этичность всегда его поддерживает. Он не лицемер, не ханжа, он не представляет себе искусства вне этоса. И возвышенность его творчества вне сомнений. Но все же этическое как глубочайшая убежденность в правоте великой борьбы за новую жизнь, за человечность коренилось в эпохе, в общественном сознании. Пусть разные общественные слои, и группы людей, и отдельные выдающиеся умы каждый по-своему понимали средства и цели борьбы, но духовный подъем, пламенность лучших человеческих чувствований и этическое одушевление были крайне распространенными. Это одушевление подготовили уже энциклопедисты, и после них оно звучало всюду — в повышенном эмоциональном тонусе произведений литературы, даже в научных исследованиях, в ораторских речах, в диалогах салонов, — и это одушевление везде и всюду сопровождалось убежденностью в торжестве гуманизма. Положительно и ярко все это прозвучало в симфонизме Бетховена, В переводе на язык интонаций напряженное воодушевление Европы выражалось во взаимодействии полюсов мелоса в гармонии— доминантности** и тоничности: воодушевление и утверждение, а не «раздражение» и «успокоение» (разрядка нервного напряжения). Здесь принципиальное отличие бетхо-венского симфонизма от симфонизма романтиков и даже симфонизма психо-реалистического.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *