=345=
Чайковского — одного из гениальнейших по логике оформления произведений. Тема появляется
  Совсем обратное у Бетховена (прибавим: и у Глинки). Тоника, «тоническое» господствует в его симфонизме как безусловное утверждение, убедительность, уверенность и разумность (в понимании XVIII века). Когда нормы соотношения тонично-сти и доминантности в классическом периоде позволяют превратить доминанту данной мелодии в свою очередь в тонику, Бетховен это делает, не боясь неравновесия, в поисках наибольшей утвердительности. Например, первая тема I части Шестой симфонии еще более утвердительна. Тема радости в Девятой симфонии упорно тонична. Классический период сам по себе строится с упором на равновесие доминантовой и тонической гармонии. Бетховен где только возможно усиливает тоничность. Третья симфония — торжество уверенности, убежденности; и тоничность в ней всюду побеждает и остается в сознании. Гигантское напряжение и развитие первой ее части достигается решительным преобладанием положительности, утвердительности— тоничность нигде не ощущается как монотония: так умело распределена динамика, «напряженность устойчивости» тоники. Пожалуй, этот парадоксальный образ — напряженная устойчивость-—лучше всего передает основное качество
  тоничности Бетховена. Примером можно привести первое Allegro и финал Седьмой симфонии. * Правда, у французских композиторов второй половины XVIII века устойчивость тоники была раскрыта во множестве подробностей, но ощущения «напряженности» как нового качества, усиливающего главенство тоничности, в общем впечатлении не получается.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *