=345=
замечательной симфонии. Тема проходит как тождественный элемент через самые различные стадии становления, напоминая о себе всюду (то в виде только ритмического рисунка, то облекаясь в новый материал, то выступая как замыкающая экспозицию кадансовая интонация) и всюду оставаясь недосказанной и тем самым сохраняя свою функцию толчка или упорного динамического стимула.
  Еще один характерный пример темы-толчка можно видеть в I части Шестой симфонии Чайковского — одного из гениальнейших по логике оформления произведений. Тема появляется
  Совсем обратное у Бетховена (прибавим: и у Глинки). Тоника, «тоническое» господствует в его симфонизме как безусловное утверждение, убедительность, уверенность и разумность (в понимании XVIII века). Когда нормы соотношения тонично-сти и доминантности в классическом периоде позволяют превратить доминанту данной мелодии в свою очередь в тонику, Бетховен это делает, не боясь неравновесия, в поисках наибольшей утвердительности. Например, первая тема I части Шестой симфонии еще более утвердительна. Тема радости в Девятой симфонии упорно тонична. Классический период сам по себе строится с упором на равновесие доминантовой и тонической гармонии. Бетховен где только возможно усиливает тоничность. Третья симфония — торжество уверенности, убежденности; и тоничность в ней всюду побеждает и остается в сознании. Гигантское напряжение и развитие первой ее части достигается решительным преобладанием положительности, утвердительности— тоничность нигде не ощущается как монотония: так умело распределена динамика, «напряженность устойчивости»
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *