=344=
изложенной темы, причем все становление динамически не ослабеет
  
Подобного рода пример — в начале Третьей, Еэ-аиг'ной симфонии Шумана. Толчок дается без подготовки, сразу. Тема поднимается широкими скачками, сейчас же эти промежутки заполняются при постепенном спуске. Новое проведение темы в басах, однако, прерывается новым оборотом музыки (и ритмическим и мелодическим). Тем самым нарушается возникшая было инерция. Тема как толчок, однако, не пропадает совсем, а время от времени выступает в ритмическом своем облике то в последовании аккордов минора, то в еще более первобытно-ритмической природе — в интонации одного тона g:
  Тем самым сохраняется единство замысла и проведения, тем самым утверждаются среди напряженного развития моменты тождества и подготовляется возвращение темы, ибо она не была еще раскрыта до конца и не замкнулась в кадансе. Ввиду всего этого новое интенсивное проведение темы (такт 57, corni etc.) является вполне органичным. У Бетховена же в Первой симфонии таковое не требовалось в силу иной ситуации, ибо там первомотив
  
сразу «высказывается» весь, и развитие его мыслится как ряд перемещений и перестановок, а не как довершение и раскрытие.
  Но и на этот раз Шуман не завершает развития темы и опять прерывает ее прежним приемом (sforzando). Образуется параллельное предшествующему движение— в другом тональном плане, которое приводит к побочной партии в g-moll. Нигде не завершаемое обнаружение первой темы становится руководящим стимулом всего дальнейшего развития музыки I части
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *