=343=
оформления, тем труднее детально выявить действенные факторы этого процесса в их взаимодействии. То, что дисциплинированный и чуткий слух делает со сказочной быстротой,— при анализе и описании результатов анализа требует большой затраты энергии и усидчивости. Но при всей сложности и разнообразии явлений основные принципы оформления различимы везде и помогают яснению процесса.
  Толчок вызывает разбег. Чем контрастнее сопоставляемые на пути движения элементы, тем сильнее разбег и тем интенсивнее последующий разряд. Примеры: начало увертюры к «Руслану» (разбег на органном пункте ля как на доминанте D-dur); начало аллегро увертюры «Фрейшюц» (беспокойное движение от с-тоН'ного трезвучия до того момента, когда с-то11'ность вспыхивает во всем оркестре как завершение, воспринимается также подобно разбегу и как развитие данного толчка); уже упомянутое начало Первой симфонии Бетховена, где С~<3иг'ный короткий начальный мотив, содержащий в себе, однако, существенные элементы лада (тоника, доминанта, вводный тон), переключается в d-moll, затем в сферу доминанты, после чего следует формула каданса, и только вслед за этим «взрыв» (мутация) утверждает С-еиг'ность ff во всей ее полноте. Замечательно, что для этого утверждения вовсе не понадобилось повторять тему в ее первом облике. Такое повторение уменьшило бы впечатление от данного места, так как тогда не было бы синтезирующего новообразования, не возникло бы ощущение разряда как результата всего предшествующего разбега.* Но мыслимо не менее яркое обнаружение основной тональности, которое будет вместе с тем повторением уже изложенной
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *