=343=
элементы, тем сильнее разбег и тем интенсивнее последующий разряд. Примеры: начало увертюры к «Руслану» (разбег на органном пункте ля как на доминанте D-dur); начало аллегро увертюры «Фрейшюц» (беспокойное движение от с-тоН'ного трезвучия до того момента, когда с-то11'ность вспыхивает во всем оркестре как завершение, воспринимается также подобно разбегу и как развитие данного толчка); уже упомянутое начало Первой симфонии Бетховена, где С~<3иг'ный короткий начальный мотив, содержащий в себе, однако, существенные элементы лада (тоника, доминанта, вводный тон), переключается в d-moll, затем в сферу доминанты, после чего следует формула каданса, и только вслед за этим «взрыв» (мутация) утверждает С-еиг'ность ff во всей ее полноте. Замечательно, что для этого утверждения вовсе не понадобилось повторять тему в ее первом облике. Такое повторение уменьшило бы впечатление от данного места, так как тогда не было бы синтезирующего новообразования, не возникло бы ощущение разряда как результата всего предшествующего разбега.* Но мыслимо не менее яркое обнаружение основной тональности, которое будет вместе с тем повторением уже изложенной темы, причем все становление динамически не ослабеет
  
Подобного рода пример — в начале Третьей, Еэ-аиг'ной симфонии Шумана. Толчок дается без подготовки, сразу. Тема поднимается широкими скачками, сейчас же эти промежутки заполняются при постепенном спуске. Новое проведение темы в басах, однако, прерывается новым оборотом музыки (и ритмическим и мелодическим). Тем самым нарушается возникшая было инерция.
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *