=342=
тематического движения.* Подчеркиваю опять-таки переменность и переход в свою противоположность функции каждого фактора музыкального становления. Главная партия и даже первый тон (сì) первой темы бетховенской Первой симфонии по отношению к предшествующей, «вызывающей» и подготавливающей
  
их музыке являются результатом, итогом, разрядом накопленной энергии, продвижением, обусловленным сильным толчком. Но по отношению к последующему органическому развертыванию музыки первое становление, первый разбег темы выступают как его главный стимул. И опять же рассматриваемая внутри себя только как одна из стадий становления — эта тема тоже включает в себе и моменты толчка, и движения по инерции, и столкновения сил с переменой направления, и торможения, и замыкания движения. Конечно, если речь идет не о той или иной стадии музыки в протяженном произведении, а о лаконичной песне, танцевальной мелодии, марше и т. п.,— то вскрыть все эти моменты обычно бывает легко. Чем длительнее и сложнее (по соотношениям отделов и мельчайших частиц) музыкальное становление или процесс оформления, тем труднее детально выявить действенные факторы этого процесса в их взаимодействии. То, что дисциплинированный и чуткий слух делает со сказочной быстротой,— при анализе и описании результатов анализа требует большой затраты энергии и усидчивости. Но при всей сложности и разнообразии явлений основные принципы оформления различимы везде и помогают яснению процесса.
  Толчок вызывает разбег. Чем контрастнее сопоставляемые на пути движения элементы,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-491 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *