=342=
изучению исходных интонаций или опорных пунктов и перво-стимулов движения в главенствующих мотивах, темах, партиях и мелодиях. Иначе говоря, представим себе, что элементы, составляющие центр средневековой интонационной формулы, содержатся в любой теме увертюры или симфонии, в любой мелодии марша, независимо от «сигнализирующих» их вступлений. Тогда в анализе понятия толчка мы пойдем от широкого охвата явления к изучению первостимулов тематического движения.* Подчеркиваю опять-таки переменность и переход в свою противоположность функции каждого фактора музыкального становления. Главная партия и даже первый тон (сì) первой темы бетховенской Первой симфонии по отношению к предшествующей, «вызывающей» и подготавливающей
  
их музыке являются результатом, итогом, разрядом накопленной энергии, продвижением, обусловленным сильным толчком. Но по отношению к последующему органическому развертыванию музыки первое становление, первый разбег темы выступают как его главный стимул. И опять же рассматриваемая внутри себя только как одна из стадий становления — эта тема тоже включает в себе и моменты толчка, и движения по инерции, и столкновения сил с переменой направления, и торможения, и замыкания движения. Конечно, если речь идет не о той или иной стадии музыки в протяженном произведении, а о лаконичной песне, танцевальной мелодии, марше и т. п.,— то вскрыть все эти моменты обычно бывает легко. Чем длительнее и сложнее (по соотношениям отделов и мельчайших частиц) музыкальное становление или процесс оформления,
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *